Набор «Штаб армии самураев» вышел в декабре 2005 года и продолжил "самурайскую линию" наборов от "Звезды" (см. обзоры наборов «Самураи - пехота. XVI-XVII вв.», «Конные самураи. XVI-XVII вв.» и эсклюзивной фигурки Уэсуги Кэнсина). Теперь мы дополняем фотографии набора обзором от коллеги Brighter'а.
Звезда 8029. «Штаб армии самураев.» Автор обзора: Brighter Автор фотграфий: Pipeman
Видимо, последний (увы) набор из «самурайской» серии «Звезды», который содержит несколько приятных и полезных дополнений к более ранним наборам.
Историчность. Историю периода, который охватывают наборы «Звезды» я в целом уже успел охарактеризовать в прежних обзорах, поэтому сейчас сосредоточусь исключительно на историчности отдельных фигурок. Итак, первая из них – князь, или даймё (буквально, «великое имя»). Вообще, это уже вторая фигурка «крупного» полководца, выпущенная «Звездой» - первым был полководец на коне из набора самурайской кавалерии (пехотный командир явно будет пониже званием). Это можно только приветствовать. В истории периода междоусобных войн 16-17 веков находились и князья, лично возглавлявшие свои войска, и «стратеги», наблюдавшие за битвой из ставки. Однако крупные полководцы чаще предпочитали последний вариант (особенно по мере старения), поэтому общее сочетание «генералов» заданное «Звездой» мне кажется очень и очень оправданным – несколько командиров отдельных дружин и один главнокомандующий. Фигурка изображает человека в дорогих доспехах старого образца (об этом свидетельствует сплошная шнуровка, большие наплечники о-содэ, кожаный передник, закрывающий лицевую часть кирасы, две небольшие пластины, прикрывающие правую и левую часть груди, бант агэмаки на спине). Детали доспеха выполнены очень точно, хорошо опознаваемы. Интересно, что скульпторы «Звезды» не совершили распространенную ошибку и не изобразили полководца в оригинальных старых доспехах о-ёрои (на фигурке есть набедренники, а подвесные секции панциря, прикрывающие бедра спереди и сзади разделены на несколько отдельных частей) – несмотря на стремление покичиться богатством древних доспехов, японцы не забывали избавляться от самых неудобных их деталей. Результат – перед нами вполне типичный самурайский командующий, как раз такой которого не хватало для полноты картины. Добавлю про полководца еще немного. Учитывая, что в наборе «Каванакадзима» появилась «бонусная» фигурка полководца Уэсуги Кэнсина, можно было ожидать, что даймё из «Штаба» будет отображать Такэда Сингэна, «закадычного» противника рода Уэсуги, чей поединок с Кэнсином на поле боя навсегда запечатлелся в японской истории. Однако, к сожалению (или к счастью?), отождествить фигурку с Такэда (да и с каким-то другим видным полководцем) нельзя. Это просто собирательный образ типичного средневекового японского князя, при том достаточно удачный.
Затем – телохранители. Опять же фигурки сделаны хорошо, особенно порадовали шлемы (пригодятся для конверсий). Вызвала смущение только круглая пластина слева на груди – опознать ее я не могу. Далее. «Головоносцы». Или носильщики, кому что нравится. И снова фигурки достаточно характерные – носильщиков и «-носцев» в Японии всегда хватало. Причем люди эти, как правило, не освобождались от непосредственно воинских обязанностей и рассматривались наравне с другими солдатами. Опять, на мой взгляд, все достаточно исторично. Плюсом по сравнению асигару из набора пехоты является отсутствие у фигурок полноценных наплечников – все-таки они были уделом более видных воинов. Если придираться, в голову приходит только несколько мыслей. Во-первых, у фигурок простолюдинов есть поножи и (особенно) надеваемые отдельно «доспешные» рукава. Это имхо совсем небольшое преувеличение, но, честно говоря, говорить об историческом ляпе я не решусь. Второе небольшое замечание – прически. Насколько я понимаю, такие прически – с собиранием волос в тонкую тугую косичку, сложенную пополам – носила знать, простые воины (в том числе и самураи) довольствовались простым торчащим вверх «хвостом». Но опять же рассматривать это как существенный минус было бы слишком. Немного не историчным показалось то, что фигурки несут. Имхо, головы побежденных командиров были слишком значимым трофеем, чтобы носить их на палке, а головы рядовых солдат никто не стал бы носить на палке по две. Короб же я бы сделал прямоугольным, но настаивать именно на таком варианте не буду. Идем дальше. Гонец пеший. Пять баллов (по пятибалльной шкале)! Вооружение, как обычно, на высоте, «та самая» поза (она повторяется во всех без исключения фильмах по истории нашего периода), а главное – накидка хоро. За нее создателям нужно сказать отдельное спасибо. Дело в том, что она использовалась не только как отличительный признак гонцов (далеко не всегда), но и часто у кавалеристов заменяла собой спинной флажок сасимоно – примеров этому достаточно много. Однако в наборе всего лишь 4 хоро, поэтому снабдить ими заметную часть своего войска будет немного проблематично (скрытая реклама. Если вы, конечно, не играете по правилам ДБА). Затем пехотинец с копьем. Похожая фигурка была в наборе пехоты (знаменосец), но эта от нее все-таки отличается, причем в приятную сторону (например, нет ткани сзади на шляпе). Речь в данном случае идет не об историчности, а скорее о пригодности для конверсий. Хорошо, что нет наплечников, приятно наличие «длинного копья», жалко, что нет полностью незащищенных рук. Конный гонец. Эта фигурка мне не понравилась. Однако скорее сама поза, из претензий к историчности – наличие флажка на хлысте, да еще слишком большой нашейник. Барабанщик. Формальных претензий к вооружению фигурки нет, но имхо было бы лучше если человек был выбран попроще – не дело такого укомплектованного самурая в барабан стучать. Тем более, практически во всех исторических фильмах, где появляются барабанщики, они либо не носят доспехов, либо вообще обнажены по пояс – все-таки энергозатратная профессия. Ниндзя. Ну что тут сказать? Оспаривать их существование в истории Японии трудно, однако в целом образ «людей в черном» все-таки создан современным кинематографом. Разведчики часто маскировались под нищих, монахов, торговцев, а диверсанты наверняка ночью одевали темную одежду, чтобы быть менее заметными. Однако присутствие таких персонажей на поле боя было бы слишком неисторично. Во всяком случае, во время известных кампаний, в которых разведчики участвовали в сражениях, они ничем не отличались от обычных воинов – таково мое мнение. Аксессуары. Голова на подставке – 5, барабан… ну, придираться не буду, сойдет. Полотняные экраны, окружающие ставку полководца. Вещь, без которой не обходится ни одна серьезная самурайская серия. В принципе, они не очень нужны, однако уж если есть готовые, то это лучше, чем в случае чего ваять их самому. Обращу внимание на такой момент – вход в ставку не всегда представлял собой настоящие «ворота», как это сделано в наборе. Бывало так, что и вход завешивался тканью, которую слуги поднимали или отодвигали при приближении гонцов или других командиров. И наконец самая ценная часть аксессуаров – флажки и значки. Большой флаг не настолько актуален – его не очень трудно сделать самостоятельно. А вот за наличие в наборе значков создателям нужно сказать огромное спасибо. Дело в том, что каждый сколько-нибудь значимый командир имел свой персональный значок ума-дзируси, который показывал его местоположение на поле боя. В отличие от обычных знамен-флагов, для таких значков, как правило, использовались самые разнообразные предметы (в наборе есть веер и зонтик/шляпа). Вот их-то изготовить и укрепить на древке проблематично. Не понравилось одно – что знамя, что значки воткнуты в какие-то груды камней. Упаси вас Бог оставить это в таком виде! Насколько я понимаю, флаги и знамена укреплялись на земле только в особо торжественных случаях (парады, праздники) и то если не хватало знаменосцев, чтобы создать требуемую массовость. Значки же носились только специальными слугами или вассалами. Так что для соблюдения исторической справедливости остается только один вариант – конверсии. Историчность – 9
"Командный" литник, 1 шт. вид с обоих сторон.
Техническое исполнение. Традиционно высокое, на уровне предыдущих наборов. Отмечу наиболее примечательные детали. Позы – в целом очень хорошие. Позы полководца, телохранителей, пешего гонца – очень характерные и узнаваемые. Имхо, было бы лучше развернуть веер полководца внутрь, к груди, но это мелочь. Как уже сказал, не понравилась поза конного гонца – какая-то несуразная. Барабанщика можно было бы сделать чуть-чуть подинамичнее. Немного не понравилось, что солнечный круг на шляпе и кирасе копьеносца сделан выпуклым. На доспехи часто наносился герб сюзерена или какой-либо распространенный образ (как в данном случае), но выполнялся он простой краской и объема не имел. Ситуация похожа на щиты греческих гоплитов – без выпуклого солнца обойтись легко, а вот чтобы изобразить что-то другое придется немного потрудиться. Техническое исполнение – 9
"Ординарный" литник, 3 шт. вид с обоих сторон.
Разнообразие. На 28 человек приходится 9 поз, на 3 фигурки лошади – 1 поза. Это неплохо, хотя и коробка (и, соответственно, цена) больше стандартной. Добавлю, что 1 поза (носильщик) может быть использована в двух вариантах (с головами или ящиком), гонцам вместо хоро можно приделать обычные сасимоно из предыдущих наборов. Кроме того, в состав набора входят такие элементы, как занавеси, знамена и отрубленные головы. Поэтому оценка за разнообразие будет хорошей. Разнообразие - 8
Актуальность. Актуальность набора сама по себе, будем откровенны, невысока. В конце концов, отыгрывать самурайские сражения легко можно и без этого набора, особенно если учесть большое количество «небоевых» фигурок (ниндзя, носильщики). Конечно, было бы более приятно видеть закрытыми те области, на которые «Звезда» не обратила внимания раньше (крестьяне, монахи, легковооруженные асигару и самураи). Но с другой стороны рассматривать «Самурайский штаб» как откровенную попытку выжать лишние деньги у наивных варгеймеров все-таки несправедливо. Главное достоинство набора (помимо фигурки полководца и копьеносцев) состоит в том, что он открывает широкую возможность для конверсий предыдущих творений «Звезды» и позволяет сделать самурайские армии более яркими и разнообразными. Актуальность – 6
Доступность – высокая.
Историчность - 9 Техническое исполнение – 9 Разнообразие - 8 Актуальность – 6 Итог - 8
|