Поле боя     Архивы сайта    |     Наши форумы    |     Поиск    |     "Последнее на форуме"   
 
    "Поле боя"    |     Каталог файлов    |     Каталог ссылок    |     Управление профилем
  Навигация
· Главная
· О проекте

Военные игры
· Варгеймы
  · Правила
  · Статьи
  · Сценарии
  · Хроники
· Настольные игры.
· Игры по переписке.

Миниатюры и модели
· Масштаб 1:72
· Масштаб 1:100 (15мм)
· Масштаб 10мм
· Масштабы 25мм и 28мм

Мастерская
· Конкурсы
· Статьи
· Галерея

Военная история
· Статьи

Клуб «Поля боя»
· Пользователи сайта
· Наши Форумы
· Доска объявлений

Информаторий:
· Интернет-Новости
· Мероприятия
· Выставки и музеи
· Полезные ссылки
· Клубы и Магазины

Пользователю:
· Управление аккаунтом
· Личные сообщения
· Добавить новость
· Рекомендовать сайт
· Самое популярное
· Статистика сайта
  Поиск по сайту


  Авторизация
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.
  

Rambler''s Top100 Рейтинг@Mail.ru

Автор: А.Куркин | Опубликовано: 28 Марта, 2008 | Разместил: Pipeman
Просмотров: 17337 | Голосов: 18 | Рейтинг: 4.94
 

    "...Считаю, что от слов давно пора перейти к делу и попытаться, в свете накопленной к сегодняшнему дню информации, аргументировано поговорить о типизации европейских флагов Позднего Средневековья. При этом я основное внимание буду уделять флагам Бургундии и Англии. Информация о французских флагах, к сожалению, отрывочна и скупа и не позволяет провести достаточно полный анализ. Касательно последних пусть меня дополнит  или где-то поправит М.Нечитайлов, более меня «углубленный» во французскую тематику..." - А.Куркин.

 



Куркин А.В.

Баннеры и штандарты.
Типизация европейских флагов Позднего Средневековья.

    На форумах сайта «Поле боя», так уж получилось, было много сказано о различных типах средневековых европейских флагов. Как правило, авторами этих высказываний, сдобренных некорректными комментариями личностного плана, оказывались автор этих строк и М.Нечитайлов. В итоге получалось много шума и мало дела. И посетители сайта, вместо удобоваримой информации по интересующей их теме, получали неприглядную картину поединка двух неумеренных амбиций, часто переходящего в скучливую и тихую возню. Со своей стороны прошу  у форумчан прощения за это и надеюсь, что М.Нечитайлов ко мне присоединится. Считаю, что от слов давно пора перейти к делу и попытаться, в свете накопленной к сегодняшнему дню информации, аргументировано поговорить о типизации европейских флагов Позднего Средневековья. При этом я основное внимание буду уделять флагам Бургундии и Англии. Информация о французских флагах, к сожалению, отрывочна и скупа и не позволяет провести достаточно полный анализ. Касательно последних пусть меня дополнит  или где-то поправит М.Нечитайлов, более меня «углубленный» во французскую тематику.

    1. Баннер и пеннон.

    Баннер (banniere) –флаг с большим прямоугольным полотнищем, несущим герб своего владельца. Правом ношения баннера обладали  представители дворянской элиты, т.н. баннерэ (bannerets, в русскоязычной традиции баннереты) ( в Бургундии, например, дополнительно - маршал Бургундии и Мэтр арбалетчиков (Мэтр артиллерии)).

    Кроме того, правом ношения баннера обладали свободные города и торгово-ремесленные гильдии, которые рассматривали это право в качестве привилегии. Так, например, после поражения при Гавере (1453 г.) бунтующие жители Гента были лишены бургундским герцогом Филиппом Добрым, помимо всего прочего, привилегии иметь цеховые баннеры (см. рис.1). Впоследствии, при Карле Смелом, гентским гильдиям эта привилегия была возвращена, но в 1469 г. аннулирована вновь:

    «Они /Ла Марш и Бладелин/ любезно сопроводили от площади до внутреннего двора, где те ожидали более полутора часов, стоя в снегу, каждого мэтра с флагом его гильдии, закрепленном на копье. При вступлении в зал, каждый из них униженно вставал на колени и трижды наклонялся к земле и преклонял флаг, после чего бросал флаг к ногам монсеньора бастарда Бургундского, и все они восклицали «Милосердия!» столь жалобно и униженно, как только сие возможно увидеть и услышать».


Рис.1

    Случались и курьезы. Так, в 1475 г. городские ополчения немецкой армии Фридриха III чуть не передрались за право ношения на походе главного императорского баннера. В итоге было принято Соломоново решение: нести баннер будут бургомистры городов, выставивших самые крупные контингенты –по очереди, сменяясь через день. При этом, в ходе последовавшего сражения с бургундской армией, главное знамя империи находилось в руках герцога Саксонского.


Рис.2 Дофин Людовик Валуа с баннером. 1450 г.


Рис.3 Граф Шампанский с баннером. 1435-1440 гг.


Рис.4 Граф Тулузский с баннером.
На шлеме укреплен флажок-бандероль. 1435-1440 гг.

    Пеннон или панон (panon, pennon) –флаг с горизонтально ориентированным треугольным, реже, вилообразным или трапециевидным скругленным полотнищем, несущим герб своего владельца. Правом ношения обладали все, кто мог иметь баннер.

    Пеннон в «табели о рангах» стоял ниже баннера. Сохранились свидетельства того, как сеньор перед боем отсекал «хвост» пеннона своего вассала, возводя того в ранг рыцаря- баннерэ. Например, перед битвой при Наваретте (иначе Нахере, 1367 г.) такой процедуры удостоился Джон Чандос.

    На чем хотелось бы заострить внимание читателя: не часто, но можно встретить мнение, что при торжественном возведении в «звание» рыцаря-баннерэ отсекался «хвост» его штандарта. Это мнение ошибочно: обезображенный кусок полотнища с наполовину урезанным девизом и утерянными эмблемами вряд ли был способен усилить торжественность момента.

    Каковы были размеры этих флагов и как и из чего они изготавливались? Первоначально материалом в большей степени служила камвольная шерсть, иногда кожа. Впоследствии сатин (атлас) лен и шелк, изредка –бархат. Полотнище баннера могла покрывать аппликация (иногда геральдические эмблемы не нашивались на основу, а вшивались в соразмерные вырезы), расписываться темперными красками. Впоследствии флаги в массовом порядке стала покрывать масляная живопись. При этом на оборотной стороне флага изображение, как правило,  дублировалось в зеркальном варианте. Для этого иногда, чтобы точно передать рисунок, его контуры насквозь прошивались нитью.

    Самое первое упоминание масляной росписи бургундских ( и не только) флагов относится к 1395-1396 гг., когда художник Мельхиор Бруделам получил заказ на изготовление «двух штандартов из сатина с девизом монсеньора /герцога/ Бургундского из чистого золота, а так же малого пеннона из сатина с девизом и еще одного пеннона для копья».

    Теперь о размерах. В Старом цейхгаузе Золотурна хранится шелковый баннер с гербом Бургундии (инв. №1146), захваченный при Нанси: высота – 1,68 м, ширина – 1,18 м. Еще один шелковый баннер с гербом Бургундии хранится в Швейцарском земельном музее Цюриха (инв. №KZ5734): высота – 1,15 м, ширина – 1 м. Из сохранившихся пеннонов Карла Смелого можно отметить флаг из коллекции Сен-Галленского Исторического музея (инв. №8): шелковое полотнище 1,14 м высотой и 2,7 м длиной. ( см. рис. 5,6)




Рис. 5-6 Баннеры (1,2,5), пенноны (3,6,7), пеннонсо (4) (Автор)

     2. Штандарт, гидон, корнет.

     Штандарт или этандар (estandart, estendart) – флаг с горизонтально ориентированным полотнищем чаще всего вилообразной (но не обязательно) формы, несущим родовую символику и «ливрейные» цвета своего владельца. Как правило, штандарт использовался во время войны. Правом ношения штандарта обладали баннерэ

    Гидон (guidon, в русскоязычной традиции гвидон) – штандарт несколько меньших размеров, треугольной или трапециевидной скругленной или заостренной формы.

    Корнет (cornette) – военный флаг с горизонтально ориентированным узким полотнищем прямоугольной, треугольной или вилообразной формы.

    Именно с этой группой флагов у исследователей больше всего проблем. Попробуем в них разобраться. Главный вопрос такой: только ли баннерэ имели право поднимать штандарт (в 1415 г. герольд Берри заметил: «Баннеры благородней штандартов»), или последний был простым флагом, обозначающим военную часть, во главе которой мог стоять любой способный к командованию человек? Ведь не все же кондотьеры или капитаны рот на службе французских королей или бургундских герцогов были баннерэ.  (Оставим без комментариев наличие «самодельных» штандартов у солдатской и крестьянской вольницы в разные периоды смут, сотрясавших средневековую Европу).


Рис.7

    В качестве примера, который поможет объяснить кажущееся противоречие, гипотетически используем штандарт английского вельможи и активного участника Войны Роз Генриха Перси, графа Нортумберлендского (см. рис. 7). Штандарт имеет красно-черное поле, покрытое главной или первостепенной эмблемой (бэйджем) в виде серебряного леопарда, россыпью второстепенных эмблем и девизом (слово «девиз» в более широком смысле обозначало и геральдические эмблемы). Это – личный штандарт Перси, под которым он вел свою роту в бой. Но ведь рота делится на более мелкие подразделения, которые тоже не мешает отметить флагами. Перси, допустим, и отмечает их – уменьшенными копиями своего штандарта с теми или иными второстепенными эмблемами. Во главе таких подразделений редко оказывались баннереты, но штандарты, которые они имели, были в действительности не их личными флагами, а коллективными (отрядными). В этом главная разница.


Рис.8 Сражение при Сент-Олбансе, 1455 г.
Фрагмент. Бело-синий штандарт Йорка, красные личный и
ротный (коллективный) штандарты Уорвика. (Автор)

    Штандарты ордонансовых армий французских королей и бургундских герцогов повторяли эту закономерность в более крупных масштабах. Так, в 1471 г. Карл Смелый объявил, что отныне он единственный капитан всех своих войск. И поднял над армией свой бело-синий личный штандарт –главный штандарт бургундского войска. Все остальные командиры рот (кондюктэ иначе кондюктеры) получили от него (как и командиры рассмотренного выше Перси) коллективные флаги. Но если коллективные флаги роты Перси несли «печать» его личного штандарта в виде единого цвета и фрагментов эмблематики, то коллективные флаги бургундской армии (ротные штандарты) были «опечатаны» ливрейными цветами Карла Смелого на «косицах» и бахроме бордюра (ливрейные цвета герцога на то время: бело-синие, красно-синие, бело-красные) и его личным «тавром» в виде девиза, огнива и Андреевского креста.  Во главе бургундских рот, как правило, стояли баннерэ, имеющие, как и Перси, свои личные штандарты. До указа 1471 г. они именно под своими личными штандартами водили роты в бой. (см. рис.7) После означенного указа на ротные штандарты «перекочевал» ливрейный цвет кондюктеров-баннерэ. Ну, а кто не был баннерэ, до момента присвоения ему этого звания (вероятно) довольствовался штандартами герцогских цветов (См. «Люцернскую книгу флагов», Бернский Исторический музей).


Рис.9 Сеньор де Фьенн с баннером и штандартом. Фрагмент. (Автор)

    Гидоны и корнеты были уменьшенными копиями штандартов и обозначали различные подразделения роты.

     «В то время герцог имел большой штандарт с изображением Св. Георгия, а так же различные гидоны и корнеты для частей придворных войск, лучников охраны и двадцати ордонансовых рот; штандарт первой роты был золотистым с изображением Св. Себастьяна, а так же девизом герцога, кремнем, огнивом, пламенем и крестом Св. Андрея.  2 –изображение Св. Адриана в лазурном поле, 3 – изображение Св. Христофора в серебряном поле, 4 – Св. Антуан в красном поле, 5 – Св. Николай в зеленом поле, 6 – Св. Иоанн Богослов в черном поле, 7 – Св. Мартин в кроваво-красном цвете, 8 – Св. Юбер в сером, 9 – Св. Екатерина в белом, 10 – Св. Юлиан в фиолетовом, 11 – Св. Маргарита в оранжевом, 12 – Св. Авоя в желтом, 13 – Св. Андрей в черном и фиолетовом, 14 – Св. Этьен в зеленом и черном, 15 – Св. Петр в красном и зеленом, 16 – Св. Анна в синем и фиолетовом, 17 – Св. Иаков в синем и золотом, 18 – Св. Магдалина в желтом и синем, 19 – Св. Иеремия в синем и серебряном, 20 – Св. Лаврентий в белом и зеленом».  (Ж. де Труа)

    Исходя из приведенного текста, а так же анализа сохранившихся бургундских флагов и их рисованных копий, можно сделать вывод, что за каждой ордонансовой ротой был закреплен определенный «шефствующий» святой – практика, в общем-то обычная для европейских армий того времени (достаточно вспомнить «Отряд Св. Георгия» и «Отряд Знамени Св. Георгия» итальянских кондотьеров Висконти, Ландау, Урслингена и Барбьяно, братство «Молодых арбалетчиков Св. Георгия» из Льежа или французские ордонансовые роты, находившиеся под «небесным патронажем» Св. Михаила). Еще одним неизменным компонентом ротных флагов были, как я уже говорил,  девиз и огниво –либо с крестом Св. Андрея (на штандартах жандармов и корнетах пехотинцев ?), либо перекрещенными стрелами (на гидонах и корнетах лучников ?) которые демонстрировали принадлежность роты к бургундскому Дому.  Вновь повторюсь: ротный кондюктер, если он был баннерэ, привносил в регламентированный «рисунок» своей части лишь свой «ливрейный» цвет –именно в этом ключе, на мой взгляд, следует трактовать фразу ордонанса: «Флаги различных кондюктэ  будут разного цвета».  Так, например, в должности кондюктера роты №13 (Св. Андрея) в период с 1472 по 1477 гг. успели побывать три человека: Ф. де Пуатье, Ж. де Лонгеваль и Ф. ди Капуа. Как минимум три раза менялась и расцветка флагов Св. Андрея: черно-фиолетовая, бело-синяя и желто-белая.  (см. рис.10) Как минимум дважды менялись цвета флагов Св. Петра: красно-зеленый и красный. При этом известно, что в должности кондюктера роты №15 (Св, Петра) в период с 1473 по 1477 гг. по очереди пребывали В. де Суассон, Л. де Суассон и Ф. де Луайет.


Рис.10 Штандарт (1), гидон (2), корнет (3) (Автор)

    Бургундские герцоги привлекали к росписи штандартов многих талантливых  художников своего времени. Так, над флагами для ордонансовых рот Карла Смелого работали Пьер де Кустен и Жан Аннекар, а так же последователи или ученики знаменитых Дирка Баутса, Юго ван дер Гуса и Ханса Мемлинга. Крупные фламандские города стремились не отставать от бургундских герцогов в оформлении своих флагов, которые рассматривались современниками, как символические знаки богатства и славы. Известно, например, что росписью Гентских флагов занималась талантливая сестра великого Яна ван Эйка, Маргарита ван Эйк. Представительница еще одной знаменитой фамилии, Агнесса ван дер Босх, правда уже после смерти Карла Смелого, расписала для Гента в 1481-1482 гг. главный городской штандарт «Гентская Девственница» (“Pucelle de Gand”).

    В Сен-Галленском Историческом музее хранится набор флагов Св. Иуды Фаддея, захваченных при Грансоне. Эти флаги принадлежали одной из четырех рот №№21-24, которые были сформированы в 1475 г. и приняли участие в указанном сражении. Штандарт Св. Иуды (инв. №9) представляет собой шелковое вилообразное полотнище высотой 1,39 м и длиной 4,86 м, покрытое росписью масляной краской: изображение святого кисти, вероятно, одного из учеников Дирка Баутса, помещенное в обрамление алтарной формы (квадрат с четырьмя полукружьями на каждой из сторон), сложный вензель из Андреевского креста, двух огнив и двух литер «С» или «Е» с разлетающимися вокруг языками пламени, герцогский девиз и два Андреевских креста в обрамлении четырех огнив с искрами. По периметру полотнище обшито бело-синей бахромой. Штандарт дополнен 3 корнетами с различными изображениями Св. Иуды в алтарных обрамлениях, с девизами и вензелями, в которых крест Св. Андрея выполнен либо в виде перекрещенных жезлов, либо в виде перекрещенных стрел. Корнеты представляют собой сильно вытянутые по горизонтали шелковые прямоугольные полотнища следующих размеров: 0,372 м/2,762 м, 0,47 м/2,785 м и 0,27 м/1,42 м. Главный цвет всех перечисленных флагов –белый, окантовка –красная. Примечательно, что изображение на оборотной стороне флага (флаги, как правило, шились из одного слоя ткани) зеркально дублировалось, т.е. девиз нужно читать справа налево. Тесьма с шелковой бахромой, в большинстве случаев, пришивалась на оборотную сторону, хотя были и исключения. Одно из них –штандарт Св. Стефана кисти последователя Ю. ван дер Гуса из коллекции того же Сен-Галленского Исторического музея. В Старом цейхгаузе Золотурна хранятся фрагменты двух шелковых бургундских флагов, захваченных при Грансоне: штандарт Св. Иоанна (высота 1,372 м) и гидон Св. Анны (высота 0,85 м). Сохранившиеся отверстия от гвоздей позволяют сделать вывод, что полотнище штандартов (и не только), как минимум в полтора оборота накручивалось на древко, после чего прибивалось через равные промежутки. Например, льняное полотнище штандарта роты арбалетчиков из Франш-Конте (Старый цейхгауз, инв. №1136, Золотурн) при высоте 0,69 м имеет 7 равномерно расположенных вдоль кромки двойных отверстий.

    Мне довелось изготовить копию бургундского гидона Св. Андрея, использовав для реконструкции рисунки из Гларусской и Люцернской «книги флагов», т.к. оригинал не сохранился. Полотнище в виде вытянутого прямоугольного треугольника (0,7м/2м) было сшито из одного куска современного натурального шелка, пропитано олифой из натуральных компонентов и расписано с двух сторон масляными красками голландской фирмы «Amsterdam»: сначала были наложены локальные цвета  (черный/фиолетовый и белый/синий), после чего подсохшее «поле» гидона было расписано изображением Св. Андрея, огнивами с искрами и стрелами и золотым девизом. Интересно, что после обработки олифой и росписи маслом шелковая ткань стала напоминать обычную клеенку, как зрительно, так и тактильно. Данный опыт, конечно, нельзя назвать экспериментом в прямом смысле слова, т.к. были использованы современные материалы, тем не менее, я составил для себя общее представление о первоначальном виде бургундских флагов, с еще не изъеденной временем тканью и не поблекшими красками.



Рис.11,12 Реконструкция гидона Св.Андрея (Автор)

    Штандарты французских ордонансовых рот так же несли «клеймо» личных штандартов Карла VII и Людовика XII: изображения Св.Михаила, поражающего дракона, золотые солнца с искрами и бордюр королевских ливрейных цветов.


Рис. 13 Флаги герцога Бургундского. Слева направо: штандарт, баннер, пеннон. 
Ливреи лейб-лучников дублируют красно-синюю расцветку штандарта.

    Упомяну еще два типа флагов.

    Пеннонсо (pennonceaux) –вымпел различной формы, как правило, помещаемый под наконечником копья или на флагштоке шатра.

    Бандероль или баннероль (banderolle) – военный флажок с горизонтально ориентированным полотнищем треугольной или вилообразной формы, носимый на шлеме.


    3. Проблемы идентификации.

     Средневековые авторы часто путались в названиях тех или иных видов флагов, поэтому современные исследователи вынужденно сохраняют условность в типизации. Например, О. де Ла Марш иногда употреблял термин «корнет», а иногда «энсень»:

    «В каждой роте /имеется/ три подразделения пехотинцев, возглавляемых капитаном верхом /на коне/, с порт-лейтенантом, /несущим/ гидон; и на каждые сто человек приходится сотник верхом /на коне/, который несет другой, более короткий флаг-энсень (enseigne)».

     М. де Эскуши бандероли на шлемах и вымпелы-пеннонсо называл «корнетами». Так, описывая лейб-лучников Карла дю Мэна и Рене Анжуйского,  он отмечал наличие на их саладах длинных «корнетов»: у лучников графа дю Мэна они свешивались «до спины лошади», у лучников короля Сицилийского были изготовлены «из серой, белой и черной тафты», дублируя «ливрейные» цвета их сеньора. Гвардейцы короля Франции Карла V, согласно сообщению Эскуши, на копьях и саладах носили «корнеты» из «малиновой тафты с золотым солнцем».

    Этот список можно продолжить. Еще: многие из сохранившихся флагов или их рисованных копий так же не всегда отвечают правилам приведенной мною выше типизации. Часто баннеры или пенноны дополнялись характерными особенностями штандартов и наоборот. Появились прямоугольные штандарты, копирующие форму баннера. Т.е. повторюсь: принятая на сегодня типизация средневековых флагов условна.

    Глобальная проблема с «ливрейной» расцветкой самих штандартов и, собственно, ливрей. Ведь многие вельможи неоднократно в течение своей жизни меняли свою родовую символику. Чем была обусловлена смена «ливрейных» цветов (и, зачастую, «девизов», т.е. родовых эмблем) на одежде и штандартах средневековой знати? Можно ли в этой связи говорить о каких-то закономерностях и существовавших правилах? На сегодняшний день исчерпывающих ответов на эти вопросы нет. Допустимо предположить, что на «ливрейную» расцветку влияли несколько факторов, так или иначе связанных с общими правилами геральдики –наследование, бракосочетание, присвоение или награда. (См. рис.14)Ливрейными цветами бургундского герцога Жана Отважного были красный и белый, его главной эмблемой являлся золотой лев, второстепенной эмблемой –золотой рубанок, главным унификационным знаком объявлялся крест Св. Андрея. Ливрейными цветами Филиппа Доброго были черный (скорее всего в знак траура по предательски убитому отцу) и серый, его первостепенной родовой эмблемой являлся золотой лев, второстепенной эмблемой –золотое огниво, небесным патроном был Св. Андрей. Что унаследовал Карл Смелый, его сын?  Вероятно, черный «ливрейный» цвет и точно обе эмблемы, равно как и Андреевский крест. Небесным патроном Карл избрал Св. Георгия, чье изображение он поместил на свой штандарт, и чьим именем он так часто любил клясться. Примерно с 1468 г. спектр «ливрейных» цветов бургундского герцога резко изменился, сперва добавился белый, затем красный и синий. Была ли таковая смена «ливрейной» расцветки результатом женитьбы Карла Смелого на Маргарите Йорк (1468 г.) или она была результатом его вступления в ряды рыцарей ордена Подвязки (1469 г.)? Согласно Ж. д’Энену, при оформлении залов герцогского дворца для празднования свадьбы Карла Бургундского и Маргариты Йорк (май-июнь 1468 г.) использовался белый и синий шелк, а цвета самой Маргариты, по Энену, были белым, красным и зеленым (вспомним зелено-красные (мипарти) пурпуэны и шоссы бургундских гвардейцев на рис.12). На ассамблеях Золотого руна Карл, подобно остальным членам ордена, носил красную мантию, а в день Св. Георгия облачался в синюю мантию рыцарей ордена Подвязки. Связано ли это как-то с расцветкой ливрей его гвардии? Остается только гадать.


Рис.14 Баннеры или штандарты?
Вверху – унификация Генриха
VI Ланкастера и его жены Маргариты Анжуйской.
Внизу – унификация Эдуарда
IV Йорка и его жены Елизаветы Вудвиль.

    Отдельный разговор, который здесь не стоит затевать, об унификации бургундских ротных корнетов, которые не укладываются ни в нормы Сен-Максиминского ордонанса, ни в описания О. де Ла Марша.

    Еще одна проблема – обидно скупая информация о французских флагах, точнее, штандартах. Казалось бы –Франция, «законодательница моды» в куртуазии и геральдике, и такой пробел. На рис.15., взятом из двухтомника И.Хита «Армии Средних веков», изображена, пожалуй, большая часть известных на сегодняшний день специфических французских флагов на эпоху Столетней войны (баннеры знати и «флерделис» с белым крестом слишком известны, чтобы на них останавливаться). Печалит лакуна в сведениях относительно штандартов французской знати, не говоря уже о военных флагах капитанов на службе французских королей и ордонансовых рот (были попытки реконструировать внешний вид ордонансовых флагов по уставным требованиям, но они во многом гипотетичны). Сохранились отрывочные сведения относительно французских штандартов на период правления Людовика XI. Так, согласно сообщениям Ж.Энена, в 1465 г.  штандарт герцога Бретонского: «алый, с золотым солнцем под древком копья, и со Св. Михаилом посередине, с белым крестом на лазурном щите и поднятым мечом, чтобы убить дракона», штандарт герцога Беррийского: « белый и черный, с серебряным львом в золотом ошейнике». В 1468 г. Энен описывает красно-синий французский флаг с большим белым крестом. Личный штандарт самого Людовика XI был вилообразным, с золотым Св.Михаилом, поражающим дракона и золотыми коронами (или раковинами?) на бело-красном поле (подробнее см. наш с М.Нечитайловым диалог в статьях о Жанне).



Рис. 15


Рис. 16 Эта миниатюра из «Хроник Карла
VII» показывает эпизод битвы при Патэ, 1429 г.
Часть исследователей считает, что черный вепрь на белом поле – штандарт Ла Гира, другие относят вепря к Орлеанской символике.
Слева – красный штандарт с изображением пса и искр. Изображения не черные, как кажется на первый взгляд, а серебряные (то же и с ронделями на красном бордюре щита Алансона, скачущего впереди Жанны). Судя по всему, художник изобразил штандарт Джона Толбота (в действительности, ало-черный с серебряным псом и золотыми шанфрьенами с белыми плюмажами).

    Таким образом, тема унификации европейских средневековых флагов не так проста, как может показаться на первый взгляд. И при углубленном изучении этой темы порой вопросов возникает больше, чем ответов.


Рис.17 Одно из соединений  миниатюрной армии – рота Св.Авои.
Флаги слева направо: корнет, гидон, корнет, пеннонсо, штандарт, баннер. (Автор)



Военная история. Статьи. Конспект варгеймера: Эквиты. Классификация гладиаторов.
Конспект варгеймера: Секутор. Классификация гладиаторов. Часть 2.
Конспект варгеймера: Ретиарий. Классификация гладиаторов. Часть 1.
Воинственные майя (военное дело майя постклассического периода).
М. Нечитайлов: Пельтасты армии Антигонидов (III – II вв. до н.э.)
Джулиан Лорриман. После Ганнибала.
Соколов О. В.: Ответ на ''рецензию'' книги ''Аустерлиц. Наполеон, Россия и Европа, 1799-1805''
М. Бостриков: «Знамена балтийских славян VIII-XIIвв.»
М. Нечитайлов: Армии Английских гражданских войн: Униформы.
А. Куркин: Рецензия на статью М. К. Чинякова «Бургундские ордонансовые роты. 1470-1477 гг.»
  Связанные ссылки
· Больше про Военная история. Статьи.
· Новость от Pipeman


Самая читаемая статья: Военная история. Статьи.:
Вооружение и снаряжение скифских воинов VI – IV вв. до н.э.

  Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.94
Ответов: 18


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


  опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




2004 (c1) eDogsCMS (aka edogs-Nuke) php-nuke 7.3 based. eDogsCMS (aka edogs-Nuke) written by O&S (aka edogs)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty for details see the license.
Web site protected by myNukeSecuRity, © Maxim Mozul, www.studenty.de
Открытие страницы: 0.366 секунды и 0 запросов к базе данных ! DB time is: