"...Французская пехота периода Столетней войны, это не самая жалуемая производителями фигурок тема. Ранее только "Стрелец-Р" в своем наборе Жанна Дарк и "Итал" в наборе французов уделили определенное внимание этому вопросу. Беря в руки новинку "Звезды" очень хотелось увидеть смогла ли она реализовать именно национальные особенности французских войск или перед нами очередной безликий набор средневековой пехоты... " - Eromin.
Звезда 8053. «Французская пехота 100-летней войны»
Автор обзора: Eromin Авторы фотографий: VanDerBruger & Артем
Коробка, лицевая сторона.
ИСТОРИЧНОСТЬ: набор заявлен на 100 летнюю войну, что соответствует его содержанию. Вот только для большинства фигур нужно выставлять индивидуальные временные рамки, которые нередко не пересекаются. А потому датировку каждой фигуры будем ставить в ее описании. Итак:
Командная группа: 1. Командир (латник с копьем). Он одет в хобер, шлем с забралом, а руки и ноги защищены наручами и поножами соответственно. Наплечники чешуйчатого типа усиленные дисками для защиты подмышек. Кирасы, полукирасы или бригантины под коттой не заметно. Вооружен воин мечом и укороченным кавалерийским копьем. Вооружение и доспехи при этом слабо гармонируют: наплечники и шлем последней трети 14 века, а вот хобер и отсутствие лат – не позднее первой половины века. В идеале – перед нами испанский латник конца 14 века. Вот только какое это имеет отношение к Столетней войне??? В остальных случаях имеем явную дисгармонию. 2. Пехотинец с шестопером. Интересная фигура, сочетающая кольчугу, поножи и наплечники 14 века и шлем типа «Монтобанская шапка» середины – в.п. 15 века. Вооружен он шестопером, мечом и кинжалом. Для простого пехотинца вооружение немного странное, алебарда или боевой молот подошли бы намного лучше. Считаем что это телохранитель из числа свиты какого-то крупного феодала середины 15 века. 3. Знаменоносец. На первый взгляд вообще не имеет нательного доспеха – тело до колен укрыто камзолом. Зато его голова защищена барбютом поверх кольчужного капюшона, а конечности – латными поножами и наручами с защитой суставов, при этом налокотники и наплечники очень раннего типа. Я бы датировал миниатюру последней четвертью 14 века. 4. Трубач. Без доспеха, в одном бацинете. Его костюм очень короток и имеет разрезанные у плеч рукава. Таким образом, перед нами легковооруженный воин 1410-1470-х гг.
Коробка, оборотная сторона.
Латники: 5. Точнее – латник (с клевцом) ибо он только 1. Звезда обозвала эту миниатюру пехотинцем, но я бы все-таки назвал латником: «Монтобанская шапка» и полная бригантная защита корпуса и конечностей это многовато для простого пехотинца, особенно во Франции. Скорее всего, это спешенный латник (не богатый, скорее всего сержант или провинциальный рыцарь) середины 15 века. Щитоносцы (павизьеры звучало бы привычнее, но так правильнее, поскольку они не только павизы использовали): 6. Итальянский наемник (так его Звезда обозвала). Воин в барбюте с круглыми нащечниками поверх кольчужного капюшона. Вооружен мечом и боевым молотом (вот молот как раз единственная деталь явно итальянского типа, очень длинные копейные наконечники это апенинский стиль). Датируем его от 1420-1430-х гг. до конца 15 века. 7. Алебардщик (на колене). Одет в типичную для 14 века кольчугу с коротким рукавом, усиленную дисковидными налокотниками, и шапель поверх кольчужного капюшона. На поясе меч, а в руках вуг позднего типа. Учитывая сочетание алебарды и такого доспеха, я бы датировал миниатюру последней четвертью 14 – первое десятилетие 15 века (на более раннее время вуг не подойдет, а на более позднее – одежда слишком длинная). 8. Алебардщик (стоящий). Одет в кольчугу с длинным рукавом, усиленную дисковидными налокотниками, и шапель поверх кольчужного капюшона. На левой руке, похоже, короткий стальной или кожаный наручь. Вооружен аналогично предыдущему и датировка та же. 9. Копейщик. Одет аналогично предыдущему, но вместо налокотников – наплечники. Вооружен мечом и копьем. Фигура достаточно универсальная, сгодиться с рубежа 13-14 веков и до первого десятилетия 15 века. Стрелки: 10-11. Арбалетчики. Оба вооружены большими арбалетами с воротом и стальным луком и защищены бригантинами. У одного также бацинет с развитой защитой шеи, а у другого – шапель и поножи. Первого я бы датировал 1380-1450 гг., а второго – 1350-1410 гг. (у первого шлем более совершенный, а у второго – длинная одежда). 12. Лучник. Одет в безрукавный гамбезон и бацинет с развитой защитой шеи. Вооружен коротким мечом и боевым луком континентального типа (прилично короче и более изогнутый чем большой английский лук). Учитывая длину платья и поздний шлем: 1360-1410 гг. Общие замечания к историчности: Несколько слов об алебардах. Они сделаны очень длинными. Обычно алебарда в 14-15 веках не превышала в длину 2,5 метров, а, как правило, была около 2. В наборе же их длина 4,2 см, что равно 3 метрам! А вообще я алебардами расстроен. Во Франции была масса своих, можно сказать национальных, алебард: аникроши, штурмовые ножи (тесак насаженный на древко), боевые косы и гизармы. «Бычьи языки» наконец! Историчность: 9
Ординарный литник (3 шт.), вид с двух сторон.
АКТУАЛЬНОСТЬ данного набора есть вопрос сложный. Чего-либо национального, французского, набор не содержит – просто средневековая пехота. А пехоты уже немало выпущено на 14-15 века (Ревелл, 2 набора Итала, 4 набора Стрельца, 3-4 набора Миниарта), да и сам набор крайне неоднозначен и размазан по периодам. И что самое неприятное – качество набора отнюдь не идеальное (но про это ниже). Единственный плюс набора – его доступность, хотя, учитывая что нынче Звезда подняла цены и теперь в Киеве ее наборы почти вдвое дороже Миниарта, это уже не столь очевидно. Актуальность: 6
"Командный" литник (1 шт.), вид с двух сторон.
РАЗНООБРАЗИЕ. 45 фигур 12 типов, при этом 4 типа по 1 фигуре, 3 типа по 3 фигуры и 5 типов представлены 6 фигурами. Из числа последних 3 позы щитоносцев и 2 – арбалетчиков. Все позы удачны и их можно использовать многократно. Так что в целом разнообразие можно признать очень пристойным – 9 Разнообразие: 9
КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ. Плохое! На что похожи ножны почти всех мечей? Скульпторы что, на ухо принимали по ведерку перед тем как их лепить?? Или оставили эти детали для своих самых бездарных учеников??? А на что похожи рукояти мечей? Они так тонки, что не приходиться удивляться тому, что они часто не пролиты нормально. Кроме того, во многих местах (особенно у ножен и предплечий) есть явные переливы. А также правая задняя и левая передняя доли торса алебардщиков совершенно смазаны. Далее, хоть облоя и нет, на ряде фигур есть очень неприятный бортик подлежащий удалению. И, наконец, еще один неприятный момент – нужно немало сил потратить, что бы аккуратно присоединить все отдельные детали на свои места без щелей. Качество исполнения: 8
Примечание редакции: Кажется парадоксом, что автор обзора, говоря, что "качество исполнения плохое" ставит 8, что по 10-бальной шкале означает "хорошо". Тут надо понимать, что Евгений скорее всего подразумевает, что качество набора "плохое для Звезды" (которая способна на значительно лучшее качество), в сравнении же с наборами большинства других производителей качество вполне достойное и заслуживает твёрдой "четвёрки" - Pipeman.
ИТОГО: Историчность: 9 Актуальность: 6 Разнообразие: 9 Качество: 8 Итого: 8 балов
____________________________
P.S. Набор меня расстроил. В нем только командная группа и итальянский наемник вне вопросов. Остальная часть набора крайне спорная – он невероятно размазан по времени, а иной раз и сами фигуры достаточно противоречивы. На месте Звезды и признавая их метод соединения командного и трех ординарных литников, я бы скомпилировал набор так: 6 арбалетчиков с коротким арбалетом и кремальерой, 6 аркебузиров, 6 воинов со штурмовыми ножами (и без щитов), 6 павизьеров с копьями, 3 воина с боевыми молотами, 3 павизьера с корсеками и 3 с аникрошами, 3 арбалетчика с большим арбалетом с воротом, 3 лучника, ну и командир/знамя/труба. Ну и конечно одежка должна быть на 15 век, а не +/– поколение-два.
Евгений Роминский aka Eromin
|