Собираем модели вместе с Владимиром Григорьевым.
Т-34/76 обр. 1942 г. Часть II. Готовимся к покраске.
Позволю себе предположить – Вы испытали легкое разочарование, прочитав название статьи. Я неоднократно обещал на форуме и в галерее, что вторая статья цикла будет посвящена покраске, а тут – до сих пор подготовка. Когда же мы, наконец, возьмемся за кисточку? Но не будем спешить, ибо спешка в стендовом моделизме – верный путь испортить работу. Ведь прежде чем начать что-то делать, нужно знать не только, как это делать, но и при помощи чего это делать и вообще иметь представление – что за всем этим стоит.
В этой статье я хочу осветить некоторые теоретические аспекты покраски моделей. В частности, это вопрос терминологии, включая правильность употребления тех или иных терминов. К сожалению, мы не всегда верно называем то, что мы делаем и то, что мы видим. И я, не претендуя на истину вселенского масштаба, попробую представить Вам свой, по мере моих скромных сил аргументированный, взгляд на эту проблему.
Разложив по полочкам термины, мы рассмотрим то, при помощи чего нам предстоит творить – инструменты и материалы. И здесь не все так просто. Дело в том, что у каждого из нас есть свои излюбленные методы, кисти, краски и т.д., при помощи которых каждый из нас добился определенного успеха, прогресса, результата и т.д., что дает каждому из нас основание считать свой опыт как минимум имеющим право на существование. Я с этим полностью согласен, и поэтому прошу считать все, что будет сказано про инструменты и материалы, исключительно моим частным мнением, но не более того.
Философия окраски: трудности терминологии и концептуальные вопросы
«Везеринг», «тонирование», «тонировка», «старение», «опогоживание», «погодинг», «пачкание», «загрязнение» - эти слова и образованные от них прилагательные и глаголы в последние годы в изобилии присутствуют в речи российских моделистов. И это неудивительно, ведь в современном стендовом моделизме акценты делаются не только на копийности модели, но и на соответствии ее внешнего вида прототипу. Но когда начинаешь смотреть на работы российских моделистов и читать их описания и комментарии к ним, то создается ощущение, что люди разные вещи понимают по-разному. Что вполне объяснимо, ведь наши соотечественники с некоторым опозданием начали осваивать те техники покраски, которые активно используются на Западе. Это связано с рядом объективных причин, пожалуй, главная из которых – языковой барьер, затрудняющий информационный обмен, а также обмен опытом.
Поэтому мы с Вами попробуем сначала разобраться с тем, что стоит за всеми вышеназванными умными словами, иным языком – договоримся о терминах, о тех терминах, которые будут мною в дальнейшем употребляться.
Для начала возьмем простой, но очевидный пример. Вот Вы взяли модель Т-34 и начали ее красить – нанесли базовый цвет 4БО на корпус и башню, черный цвет на бандажи катков, тусклый стальной – на стволы пулеметов и траки. Казалось бы, все хорошо, но, глядя на танк, создается ощущение какой-то недосказанности; взгляд скользит по машине и не останавливается. Такие модели называют офисными игрушками, в том смысле, что их прикольно принести в офис похвастаться перед коллегами, но смотреться они все равно будут как игрушки, как те пластмассовые китайские танчики, в больших количествах появившиеся в детских магазинах в начале 90-х годов. А все почему? Да потому что и китайскую машинку, и окрашенную в базовый цвет модель роднит одно и тоже – безжизненность цветовой гаммы, не важно, монотонный это цвет или изощренный «засадный» камуфляж.
А как сделать модель зрелищнее, как вдохнуть в нее жизнь? Самый простой способ – придать ей объем, подчеркнуть ее детали. Углубления мы выделим при помощи смывки, а выступающие части, грани деталей мы выделим «сухой кистью». Модель уже преобразилась, она смотрится гораздо интереснее. Но мы можем и дальше ее улучшить. Взгляните на плоские поверхности – их не коснулась ни смывка, ни «сухая кисть», они по-прежнему остаются унылыми. А мы возьмем и высветлим их чуть-чуть – добавим в центр каждой такой поверхности базового цвета, смешанного с небольшим количеством белой краски, получив т.н. shading. И вот теперь наша модель может считаться вполне зрелищной – все ее части разными способами подчеркнуты, и зрители могут, не торопясь, рассматривать ее во всех деталях. Все эти техники получили название тонирования, и не одно поколение моделистов «выросло» на них.
Впрочем, жизнь продолжала предъявлять моделистам новые требования. Особенно тяжело было диорамщикам – им надо было не просто показать модель как часть какого-то сюжета, им надо было убедить зрителей в цельности представленной картины. А как их убедишь, если посередине грязной дороги стоит танк с чистенькой ходовой? А будет ли в принципе убедительно смотреться танк с чистенькой ходовой, словно боевая машина только с завода и ни разу не ездила? Так постепенно в стендовом моделизме стала преобладать тенденция к реализму. Эта тенденция получила название «везеринг» - от английского weathering, от слова weather – погода.
Одним из факторов, обусловивших стремительное, можно сказать взрывное, развитие техник везеринга в последние годы, стало использование пигментов. С их помощью оказалось так просто имитировать пыль, грязь, ржавчину, копоть – словом, все те вещи, которые и делают модель максимально приближенной к ее прототипу. Самыми лучшими из пигментов стала продукция компании MIG Productions испанского дизайнера Мигеля Хименеса. Пигменты MIG прославили своего создателя, а он и его единомышленники еще больше прославили пигменты своими замечательными работами, ставшими эталоном для современного моделиста.
Впрочем, Мигель Хименес не ограничился выпуском пигментов (и иной полезной продукции для моделизма) и не ограничился сборкой моделей. Он внес и значительный теоретический вклад, выпустив в свет книжку «MIG’s FAQ book», в которой в наглядной форме обобщил и систематизировал накопленные знания о везеринге, тем самым подведя некий промежуточный итог развития этой тенденции.
А что же тонирование? Можно ли говорить о том, что его время прошло, и теперь моделисту необходимо сосредоточится исключительно на везеринге? Вовсе нет. Тонирование тоже претерпело ряд изменений. Уходит в прошлое «драйбраш» a la Франсуа Верлинден. Более разнообразной в применении стала смывка. У техники shading появилась разновидность - обратный shading. Ну и в настоящее время активно развивается техника Color modulation, которая открывает совершенно новые горизонты для окраски моделей.
Таким образом, мы видим, что в современном стендовом моделизме параллельно существуют два независимых направления окраски моделей, которые не только вполне мирно уживаются друг с другом, но и отлично друг друга дополняют.
Одно из них концентрируется на воспроизведении чисто художественных эффектов, оно ориентируется на наше эстетическое восприятие модели, а его цель – придание модели зрелищности. Поскольку почти все техники этого направления основаны на том или ином видоизменении тона базовой окраски модели, я его буду называть «тонированием». Этот термин семантически в полной мере отражает вложенный в него смысл, более того, один из его англоязычных аналогов – tonal variation – звучит похоже.
Другое направление концентрируется на воспроизведении окружающей действительности, объектом его является наше восприятие модели как копии настоящей машины, а цель его – придание модели реализма. Я это направление буду называть «везерингом», поскольку этот термин максимально полно охватывает те техники, которые мировая практика стендового моделизма подразумевает под ним. Разные слова типа «старения», «пачкания» и т.д. являются более узкими по своему объему.
Есть, впрочем, одно «но», одна заковырка. Вот смотрите, «тонирование» - «тонировать». Это мы глагол образовали. А «везеринг» - … ??? В описаниях моделей и в дискуссиях далеко не всегда удобно обходиться именем существительным. Я подумал и для себя решил глаголом «тонировать» обозначать и тонирование, и везеринг, пусть это и выглядит немножко натянуто.
А с другой стороны, почему бы и нет? Ведь этот глагол очень удачно отражает одну, пожалуй, самую важную тенденцию в моделизме в настоящее время. В современном стендовом моделизме конечный результат достигается не применением какой-то одной, пусть и самой любимой, техники покраски. Результат достигается использованием самых разных техник в комплексе, исходя из задуманного Вами замысла. Так что в моем употреблении глагола «тонировать», как видим, заключен определенный смысл.
Философия окраски: красить целиком или по частям
Вопрос нетривиальный, ибо сделанный Вами выбор способа окраски начнет оказывать влияние на конечный результат еще до того, как Вы возьметесь за кисточку. Что я имею в виду?
У моделиста есть два варианта действий. Можно полностью собрать модель со всеми доработками, приклеить ЗИП и только потом приступить к окраске. Либо собирать модель, одновременно прокрашивая те места, которые будут потом труднодоступны, после того, как все детали окажутся приклеенными (например, ходовая часть).
Достоинством первого способа является высокая технологичность всего процесса работы над моделью – операции сборки и покраски выполняются последовательно, соответственно, те трудности, которые возникают на каждом из этих этапов, не накладываются друг на друга. Недостаток у первого способа один – необходимость прокрашивать труднодоступные места, коих, в зависимости от модели, будет немало.
Второй способ лишен этого недостатка, но требует от Вас исключительной аккуратности. Вам необходимо будет собирать модель так, чтобы не залить клеем окрашенные детали, так, чтобы не ободрать краску надфилем и так, чтобы не оставить на краске отпечатков пальцев. А вероятность и того, и другого, и третьего – ой как высока.
Как видите, достоинства и недостатки каждого из способов являются продолжением друг друга. И как же нам тогда поступить? Давайте порассуждаем. С одной стороны: вот мы все красим миниатюры, вырисовываем мелкие детали, петлички там всякие, ремешки, узоры – разве после этого будет трудно подлезть кисточкой и прокрасить, например, гусеницы и катки у модели? Но с другой стороны, есть такие модели, которые все равно придется красить по частям. Это, например, многочисленные САУ с открытыми рубками: «Насхорн», М10, СУ-76 и т.д. И как прикажете вырисовывать им интерьер? В общем, истина лежит где-то посередине. Если возможно покрасить модель целиком без ущерба качеству – прекрасно. Если нет, то очень тщательно продумайте Вашу работу, чтобы избежать вышеупомянутых недостатков способа окраски по частям.
Инструменты и материалы
Кисти
Основной рабочий инструмент на этапе покраски – это, безусловно, кисти. Вообще, тема кистей, их качества, ухода за ними и т.д. сама по себе заслуживает отдельной статьи. Но я не буду растекаться мыслию по древу, а вкратце остановлюсь на тех кисточках, которые я постоянно использую. Их я условно поделил на три группы: для нанесения краски на большие поверхности, для прокраски мелких и не очень деталей и для выполнения «черной» работы.
К первой группе относятся художественные плоские кисти из колонка размером 3 и 4. Ими очень удобно класть ровные тонкие базовые слои, ими также удобно наносить фильтры, осуществлять тонирование в технике fading и рисовать потеки.
Прокраску деталей в зависимости от их размера и доступности, а также нанесение смывок я выполняю круглыми кистями из колонка и синтетики разной толщины – от 2 до 0. Их я тоже покупаю в магазинах для художников.
Но какая бы ни была качественная кисточка, рано или поздно она придет в негодность. И, глядя на торчащие в разные стороны волоски, захочется отправить ее в мусорное ведро. Не торопитесь. Старым кисточкам тоже можно найти применение. Например, для тех видов работ, которые как раз и способствуют быстрому износу: «драйбраш», нанесение грязи или «запыление». Для подобных операций отлично подходят и специальные кисти для моделистов – я, к примеру, пользуюсь кисточками Revell размером 0 и 00, и им сносу нет, прямо деревянные солдаты Урфина Джюса какие-то.
Грунтовка
Зачем нужна грунтовка, думаю, объяснять не надо. Вопрос лишь в том, какой грунтовкой пользоваться, благо их выбор достаточно велик. Я в своей работе использую баллончик черной краски от Games Workshop и отличную грунтовку фирмы Tamiya. Последняя продается в небольших баночках, имеет серый или белый цвет (разницы меж ними никакой) и ложится ровным слоем на любую поверхность, обладая исключительной укрывистостью. Свойства «тамиевской» грунтовки остаются неизменными, даже если ее развести процентов на 50, чтобы получить еще более тонкий слой. Ну и, что тоже немаловажно, «тамиевская» грунтовка не очень сильно «забивает» кисточку.
Краски акриловые
Основной тип красок, которым я пользуюсь, - это акрил. Для меня акрил удобен тем, что он доступен, экологичен и удобен в работе. Собственно, выбор у меня был невелик, поскольку всевозможные нитрокраски типа «Акана», Model Master, Humbrol и Revell годятся только для аэрографа, а я (пока) работаю кистью. И даже если бы у меня был аэрограф, то все равно бы заливал в него акрил, ибо я не сын олигарха, чтобы без конца менять испорченные испарениями нитры контактные линзы. Я в своей работе использую акриловые краски следующих марок.
«Звезда»
Не улыбайтесь, продукция нашего любимого отечественного производителя миниатюр весьма неплоха. Акрил «Звезды» до невозможности дешев (20 рублей за банку!), но после хорошего взбалтывания и не менее хорошего разбавления показывает приемлемые результаты. Помимо этого, тусклые тона красок «Звезды» идеально подходят для моделей военной техники. А главное, запомните, - не краска делает модель достойной, а рука, которая держит кисточку.
Vallejo
Если в репертуаре Ваших финансов не одни романсы, а, скажем, бравурные марши, то имеет смысл остановиться исключительно на красках марки Vallejo. О чем это я? А о том, что эта краска хоть и недешева (от 100 рублей за флакон), но качество ее стоит заплаченных за нее денег. Отлично подобранные цвета, хорошие тона, приемлемая укрывистость, удобный тюбик с носиком, - словом, у Vallejo нет слабых мест, и я с удовольствием ей крашу.
Краски масляные
Масляные краски используются моделистами для тонирования и везеринга. Причин тому несколько, одна из них – необходимость разграничения между типом краски, которым наносится базовый слой, и типом краски, которым потом осуществляется тонирование и везеринг. Ну и опытным путем доказано, что тонированные маслом модели выглядят зрелищнее и реалистичнее.
Winsor & Newton
Выбор масляных красок велик – достаточно посмотреть на витрины художественного магазина. Но я для себя свой выбор сделал и ни капельки о нем не жалею – я уже почти два года пользуюсь продукцией английской фирмы Winsor & Newton (далее - W&N). И дело не только в брэнде (поставщик английского двора со времен королевы Виктории и все такое), а в том, что краска W&N действительно высочайшего качества. Она отлично смешивается, ведет себя предсказуемо и, главное, обладает пигментом мельчайшего помола. Настолько мельчайшего, что маслом W&N можно эффективно работать даже в 285-м масштабе. В общем, хоть Британия и не прославилась своими художниками (назовите навскидку одного), но своей художественной продукцией снискала себе заслуженную известность.
Недостатков у масла W&N два. Первый – высокая цена, доходящая до 200 рублей за тюбик (соответственно, комплект из шести базовых цветов обойдется минимум в тысячу). Но тут могу Вас утешить, одного тюбика хватит лет на десять интенсивной работы. Второй недостаток – необходимость использования качественного (читай – дорогого) растворителя. Ну, это-то понятно, Вы же не будете в свой «Бентли» заливать дешевый бензин.
К слову сказать, с недавних пор компания упомянутого ранее Мигеля Хименеса стала выпускать специальные масляные краски для моделистов под торговой маркой «502 Abteilung». По отзывам тех, кто ими пользовался, они очень хороши, но не более того. Скажем так, не настолько лучше продукции W&N, чтобы бросить все и бежать заказывать их через Интернет.
Пастели
Как я уже говорил, появление пигмента совершило маленькую революцию в стендовом моделизме. Я не буду подробно останавливаться на тех техниках, где пигмент применяется, – это Вы прочтете в следующей статье цикла. Скажу лишь, что сейчас пигмент в той или иной мере используется для везеринга большинства моделей. Остается только выбрать подходящий. В настоящее время в продаже более-менее доступны пигменты трех марок: MIG Productions, CMK и Tamiya. MIG Productions – однозначно самые лучшие из них. «Тамиевские» пигменты неплохи, кроме того, в набор с ними дается кисточка для их нанесения. Все хорошо, если бы не одно «но».
Этим «но» является заменитель пигмента – художественная пастель. Я уже писал год назад на форуме, и сейчас мое мнение не изменилось – не вижу смысла платить почти двести рублей за банку пигментов, когда можно за те же деньги купить три пастельных мелка. Использование дорогих пигментов не делает человека хорошим моделистом, а работы таких мастеров, как Свен-Эке Груфштедт, показывают, что в умелых руках пастель творит чудеса. Поэтому и нам ничего не мешает добыть знакомые по школьным урокам рисования мелки и приступить к творчеству.
Winsor & Newton
Основной тип пастели, который я использую, - это пастели W&N. Они дают порошок отличного качества, предсказуемы при смешивании, у них реалистичные оттенки, что в совокупности обеспечивает прогнозируемый положительный результат при использовании. Одного мелка W&N хватит минимум на пару лет самой интенсивной работы, так что при цене в 60 рублей за штуку они еще и экономически привлекательны.
Faber Castel
Художественная продукция Faber Castel всем Вам хорошо известна – карандаши этой марки часто заказывают в офисы в качестве канцтоваров. Но помимо карандашей, эта фирма выпускает значительный ассортимент (больше, чем у W&N) пастелей, которые я Вам также рекомендую использовать. Кстати, пастели обеих марок отлично смешиваются друг с другом.
Графит
Сфера использования графита в стендовом моделизме достаточно ограничена – это полировка траков и зубцов на гусеницах и ведущих колесах, очень редко – полировка тех деталей, которые регулярно подвергаются воздействию человеческого тела, вроде кромок люков и краев командирских башенок. Но ограниченная сфера использования – не значит второстепенная. От того, сколь грамотно Вы отполируете траки, будет во многом зависеть общее впечатление от модели.
Я использую простой карандаш Faber Castel, который в свое время гнусно позаимствовал у какого-то большого босса с одной из предыдущих работ. Ну, так получилось. В принципе, можно взять любой другой полумягкий простой карандаш.
ClearFix
Или «жидкое стекло». Как следует из названия, эта субстанция должна имитировать стеклянные (и вообще прозрачные) поверхности. Я ее применяю для имитации стекол на фарах, еще можно ее использовать для имитации блеска приборов наблюдения.
Растворители
Растворитель – один из ключевых компонентов всех покрасочных работ, поскольку окончательный итог Ваших трудов будет определяться и его качеством. Плохо разбавленные краски лягут густым и неровным слоем, плохо промытые кисточки быстрее испортятся, аэрограф быстрее выйдет из строя – словом, грамотный выбор растворителя для каждого типа используемой краски избавит Вас от больших неприятностей.
Вода
Водой из-под крана я разбавляю акриловую краску. Дешево и сердито. И вполне эргономично, учитывая то, что я меняю воду в баночке практически после каждой смены цветов.
Humbrol
Вновь хочу сказать добрые слова о продукции английских химиков. Растворитель Humbrol пусть и недешев (200 рублей за банку), но прекрасно работает с любыми нитроэмалями, не портит ранее нанесенные красочные слои, не оставляет следов при высыхании и вдобавок «дружит» с требовательным маслом W&N. В отличие от бытовой химии он обладает не очень резким запахом, практически незаметным в домашних условиях. Банки хватает года на полтора интенсивной работы, так что Ваши траты окупятся.
646
Всем хорош растворитель Humbrol, но использовать его для промывания кисточек – все равно, что топить печку деньгами. Поэтому обратимся за помощью к отечественной бытовой химии. Тем более что кисти мы промываем не часто, соответственно, не будем сильно напрягать родных и близких противным запахом.
Лаки
Лаки в стендовом моделизме используются для двух целей: защита окрашенной поверхности и создание визуальных эффектов. С первой целью все более-менее ясно – лак наносится на базовый слой, чтобы защитить его механических воздействий на протяжении всей жизни модели и от химических воздействий во время тонирования и везеринга. А вот со второй целью не все так просто потому, что здесь мы должны ответить на вопрос «какой тип лака использовать?». И от Вашего ответа будет во многом зависеть визуальное восприятие модели. Более того, в современном стендовом моделизме активно разрабатывается тема, которую Адам Уайлдер назвал Varnish Modulation. Суть этой техники состоит в том, что, комбинируя разные типы лака на разных частях модели, можно добавить ей зрелищности, привлечь внимание к тем или иным деталям. Так что, как видите, выбор типа лака не так прост, как кажется. Выбрать производителя – проще.
Vallejo
Ибо по мнению многих моделистов и миниатюристов продукция Vallejo дает более-менее предсказуемый результат, что для лака – первостепенная характеристика. Ну и, помимо этого, лаки Vallejo обладают всеми прочими достоинствами продуктов этой торговой марки.
Winsor & Newton
Было бы странно, если б этот английский производитель не делал лаков… Из всей их линейки я использую глянцевый лак для имитации мокрой грязи, смешивая его с их же пастелями. Смесь получается весьма реалистичная и по внешнему виду и по физическим свойствам, что, видимо, обусловлено повышенной тягучестью лака.
Маскировочные средства
Нередко в процессе окраски возникает необходимость тщательно прокрасить тот или иной участок модели, стараясь при этом, чтобы случайный мазок кисточки не испортил окружающие детали. Часто приходится наносить на модель разного вида камуфляжные пятна, и чем сложнее камуфляж, тем аккуратнее приходится работать кистью или аэрографом. А еще нужно рисовать условные обозначения на броне из всевозможных линий, стрелок и т.д., да так, чтобы все это ровно смотрелось и было отцентрировано. Выполнить все вышеуказанные покрасочные работы, уповая лишь на твердость руки, довольно сложно, поэтому лучше воспользоваться специальными средствами, которые закрывают те или иные участки на модели, тем самым сильно облегчая нам жизнь.
Маскировочная лента
Одним из таких средств является маскировочная лента. Это что-то типа скотча, который наклеивается на модель. Но, в отличие от скотча, лента липнет не очень сильно и не отдирается вместе с краской. Главное предназначение ленты – помочь нарисовать камуфляж со строгими линиями и изгибами, либо сами линии в качестве элементов условных обозначений. Я пользуюсь лентой фирмы Tamiya, и очень доволен ею.
Maskol
А если нужно нарисовать камуфляж сложной структуры, то на помощь придет странная субстанция гламурного цвета под названием Maskol. Странная тем, что по фактуре напоминает крем, и поэтому не знаешь, чем ее наносить – то ли кистью (прощай, кисточка?), то ли зубочисткой. Но дело свое продукт фирмы Humbrol делает хорошо – образовавшиеся на модели резиновые комочки отлично защищают поверхность от краски и легко потом отделяются при помощи той же зубочистки.
Блистеры
Все гениальное просто. Что еще, кроме этих слов, можно сказать об идее использовать блистеры для размешивания в них красок? Блистеры бывают разными – от таблеток, от контактных линз, но главное их достоинство неизменно – это небольшая, удобная и бесплатная емкость для размешивания красок и составления различных смесей. Кроме того, я заметил, что в блистере краска сохнет медленнее, чем на палитре.
Палитра
Палитра – вещь не обязательная, ее до поры до времени вполне могут заменить блистеры. Но вскоре возникнут ситуации, когда Вам придется работать с несколькими оттенками одновременно, либо над несколькими проектами одновременно, и в этом случае удобнее будет держать все цвета под рукой, - на палитре. Особенно хороша палитра при работе с пастелями и всевозможными смесями на их основе. Я в качестве палитры использую самую обычную кафельную плитку. Плитка хороша тем, что с нее можно смыть практически любой тип краски, кроме того, себестоимость отколовшейся от стены плитки равна нулю.
Пипетка
А вот без этой вещи Вам точно не обойтись. Благодаря пипетке Вы сможете строго дозировать количество растворителя в смесях для окраски, тем самым избегая веселой игры под названием «вечером покрасил - утром ужаснулся». Пипетку легко купить за совсем небольшие деньги в ближайшей аптеке. Мне нравится не традиционная стеклянная, а пластмассовая пипетка.
Держалка для модели
А вы задумывались над тем, как держать модель в процессе окраски, да так, чтобы не попасть пальцами на окрашенную поверхность? В продаже есть специальные приспособления, которые позволяют надежно зафиксировать модель и дают при этом максимум удобства в работе с ней. Но удовольствие это дорогое, поэтому мы воспользуемся рабоче-крестьянским способом – приклеим кусок толстого литника ко днищу корпуса модели. Дешево и сердито, но вот незадача – красиво покрасить днище Вы уже не сможете.
Где хранить модель в процессе окраски?
Казалось бы, нехитрый вопрос, а между тем от способа хранения сильно зависит окончательный результат Ваших трудов. Как Вы думаете, что представляет самую большую угрозу для проекта на этапе окраски? Финансовый кризис? Нет. Непонимание родственников? Тоже нет. Тогда что же? Ответ прост – комнатная пыль. Как бы Вы тщательно не убирались в радиусе пары метров вокруг рабочего места, пыль все равно рано или поздно доберется до модели. И Вам потом предстоит очень долго убирать пылинки, иначе они смешаются с краской и испортят внешний вид Вашей работы. И даже не думайте, что пыли не будет видно – еще как будет! Поэтому, дабы не сводить на нет все Ваши усилия, озаботьтесь хранением модели. Идеальный выход – небольшая картонная коробка. Можно попробовать и пластиковые коробки, например, из-под конфет Ferrero Roche, - сладостями задобрим домашних, а коробочку оставим себе.
Вот то, с помощью чего я красил мою «тридцатьчетверку». Но вышеперечисленными инструментами и материалами дело, как Вы догадываетесь, далеко не ограничивается. Есть масса разных красок, всяческих полезных жидкостей, приспособлений и куча всего, что не только делает процесс окраски модели настоящим удовольствием, но и расширяет Ваши творческие возможности.
И совсем не обязательно идти за покупками в модельный магазин. Это могут быть и те вещи, которые Вас окружают в повседневной жизни. Так, использование самого обычного спрея для волос при имитации зимнего камуфляжа позволило Филу Стутчинскасу выиграть в 2006 году престижный конкурс Euromilitaire и положило начало технике hairspay. А ставшая легендарной «Футура» - Futurе – полироль для пола?
Поэтому подойдите к выбору инструментов и материалов с выдумкой. Поимпровизируйте, благо выбор мест для творческого поиска у Вас широк – от строительного рынка до женской косметички. Возможно, задействовав окружающие предметы, Вам удастся найти какое-то интересное решение или открыть новую технику покраса.