"..В этой статье не будут излагаться самые основы, вроде значения слова «варгейм» и т.д. автор предполагает, что читатели уже знают, что это такое, а если нет, то догадаются, прочитав статью. Также здесь не будет обсуждения каких-либо правил или советов по ним. В этой статье будут лишь история варгейма, его классификация, да несколько советов новичкам..." - Legionier.
От редакции. Написание подобной статьи весьма актуально, но сама по себе попытка классифицировать весь массив существующих варгеймов и описать историю развития варгеймов представляет собой поистине колоссальный по объёму труд, безусловно, автору удалось лишь частично выполнить эту задачу, не все приводимые им рассуждения и выводы можно считать бесспорными, однако, само то, что автор попытался "сдвинуть воз с места" - это уже, несомненно, положительный результат - Pipeman.
Варгейм. Классификация и история
Автор статьи: Legionier
В этой статье не будут излагаться самые основы, вроде значения слова «варгейм» и т.д. автор предполагает, что читатели уже знают, что это такое, а если нет, то догадаются, прочитав статью. Также здесь не будет обсуждения каких-либо правил или советов по ним. В этой статье будут лишь история варгейма, его классификация, да несколько советов новичкам.
Классификация варгейма
На сегодняшний день весь варгейм условно разделяют на следующие составляющие:
- Miniature wargaming (варгейм с миниатюрами)
- Board wargaming (настольные или «изкоробочные» игры)
- Card wargaming (настольные игры с картами)
- Computer wargaming (компьютерный варгейм)
- Computer wargames (варгеймы первого и второго типов, перенесенный на компьютерную платформу)
- Computers used in traditional wargaming (использование компьютеров для варгеймов первых трех типов)
i. Play-by-Mail (PBM) (игры по электронной почте)
Классификация сделана условно, на основе того, что используется для игры, однако в варгейме с миниатюрами (а именно он и будет рассмотрен) могут присутствовать элементы карточных игр и настольных варгеймов, а часть варгеймов четвертого типа – просто перенесенные на компьютерную платформу варгеймы типов 1-3. Тем не менее, для этой статьи она сгодится.
Классификация варгейма с миниатюрами
Классификация, приведенная ниже, призвана помочь новичкам в выборе правил по их вкусу. В качестве примеров для градаций будут взяты правила с этого сайта. С помощью данного списка (как надеется его автор) выбрать наиболее подходящие к вкусу игрока правила будет гораздо легче, а значит, игрок затратит меньше времени на выбор правил и опрос других игроков на тему «какие правила выбрать».
Здесь будут приведены следующие типы классификации: сложность игры, необходимое количество миниатюр с одной для игры, тип правил (скирмиш, отрядные), используемый масштаб миниатюр, охватываемые правилами эпохи же представлены не будут, т.к. они указаны в списке правил.
Примечание редакции: К приведённой ниже таблице надо относиться с известной степенью осторожности: об абсолютном большинстве указанных в ней правил автор статьи судил сугубо "теоретически": по прочтению правил и обзоров на сайте, по обсуждениям на форуме. Однако, чтобы давать действительно квалифицированные оценки правилам - и сточки зрения классификаций, и с точки зрения такого показателя как "уровень сложности", безусловно необходимо самому сыграть по правилам хотя бы несколько игр. Также ещё разподчеркнём, что данная таблица составлена на основании раздела "Правила" нашего сайта и не охватывает многие известные в мире игровые системы. - Pipeman.
Правила |
Количество миниатюр, необходимое для армии |
Уровень сложности |
Тип правил |
Предпочтительный масштаб миниатюр |
Дополнительные материалы по правилам |
1644 |
100-150 |
Простые |
Пофигурные, отрядные |
2528мм, 1/72 |
Рецензия |
5150 |
До 30 |
Средние |
Скирмиш |
2528мм, 1/72 |
Баттл-репорт |
Баталия |
От 100 и выше |
Тяжелые |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
|
Большие батальоны |
150-200 |
Средние |
Базовые, отрядные |
15/18мм, 25/28мм, 1/72 |
Все материалы |
Бригадный генерал |
100-150 |
Тяжелые |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
|
Взвод |
До 30 |
Средние |
Скирмиш |
25/28мм, 1/72 |
|
Войны античности |
От 200 и выше |
Средние |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
|
Гладиаторы |
До 5 |
Простые |
Скирмиш |
25/28мм, 1/72 |
|
Гражданская война в Америке |
От 150 |
Средние |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
|
Киевская наполеоника |
100-150 |
Средние |
Пофигурные, отрядные |
25/28мм, 1/72 |
|
Кровавая эпоха |
До 100 |
Средние |
Скирмиш |
2528мм, 1/72 |
|
Песнь о клинках и героях |
От 5 до 15 |
Средние |
Скирмиш |
2528мм, 1/72 |
|
Пикет |
От 150 |
Тяжелые |
Базовые, отрядные |
15мм |
|
ПЭ |
60-100 |
Средние |
Пофигурные, отрядные |
25мм, 1/72 |
Все материалы |
ПЭН |
60-100 |
Средние |
Пофигурные, отрядные |
25мм, 1/72 |
|
Потерянные битвы |
30-50 |
Средние |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
Баттл-репорт |
ПТИОМ |
От 150 |
Тяжелые |
Пофигурные, отрядные |
25мм, 1/72 |
|
Стальные грозы |
100-150 |
Средние |
Базовые, отрядные |
25мм, 1/72 |
Все материалы |
Стальной шторм |
От 100 и выше |
Средние |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
|
Стратег |
50-100 |
Средние |
Базовые, отрядные |
25мм, 1/72 |
Все материалы |
Там за Доном, за рекой |
См. Red Actions |
|
|
|
|
Цепная реакция |
До 30 |
Средние |
Скирмиш |
2528мм, 1/72 |
|
Эпоха славы |
От 150 |
Тяжелые |
Пофигурные, отрядные |
2528мм, 1/72 |
|
Art of Tactics |
60-120 |
Средние |
Пофигурные, отрядные |
2528мм, 1/72 |
Все материалы |
Ambush Alley |
20-50 |
Средние |
Скирмиш |
2528мм, 1/72 |
|
Battlefinder |
|
|
Правила на компанию |
|
|
Comitatus |
От 100 и выше |
Средние |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
|
DBA |
До 60 |
Простые |
Базовые, отрядные |
15мм, 1/72 |
Все материалы |
Felicior Augusta |
До 50 |
Простые |
Скирмиш |
2528мм, 1/72 |
|
Field of Glory |
От 150 |
Средние |
Базовые, отрядные |
15мм |
|
FNG: Операции |
До 100 |
Средние |
Пофигурные, отрядные |
2528мм, 1/72 |
|
Fury Rules |
До 500 |
Простые |
Базовые, отрядные |
25мм, 1/72 |
|
Ironbow |
От 100 |
Тяжелые |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
|
MG-42 |
До 30 |
Средние |
Скирмиш |
2528мм, 1/72 |
|
Obitis Equitis |
От 100 |
Средние |
Пофигурные, отрядные |
2528мм, 1/72 |
Все материалы |
Orc's Drift |
От 100 |
Средние |
Базовые, отрядные |
2528мм, 1/72 |
|
Rapid Fire |
До 80 |
Средние |
Базовые, отрядные |
2528мм, 1/72 |
Баттл-репорты |
Red Actions |
От 100 |
Средние |
Базовые, отрядные |
15мм |
|
Spanish Fury |
От 100 |
Средние |
Базовые, отрядные |
Не имеет значения |
|
Spearhead |
От 150 |
Средние |
Базовые, отрядные |
6мм |
Статьи |
Warmaster |
От 300 |
Простые |
Базовые, отрядные |
10мм |
Все материалы |
Автор надеется, что такая таблица облегчит выбор правил новичкам, только пришедшим в это хобби, и ищущим те правила, в которые им хотелось бы играть. Ссылки на дополнительные материалы могут помочь в понимании процесса проведения игр по таким правилам.
История варгейма
В этом разделе будет рассмотрена история лишь варгейма с миниатюрами. К сожалению, подробно будет рассмотрена история лишь западного варгейма, т.к. материал по истории русского, а ранее – советского варгейма сложно найти в общедоступных источниках.
Тысячи лет шахматы и их вариации использовались как гражданскими, так и военными для развлечения, равно как и для обучения. В 17 веке появились первые полноценные варгеймы, отчасти похожие на сегодняшние, однако все еще имевшие много общего с шахматами. Отличия заключались в нанесение на доску «местности» и некоторого изменения фигур, дабы они более походили на современные войска. Однако из-за того, что те, первые, варгеймы были созданы людьми, не имеющими ни какого понятия о войне, они были крайне не точны именно в плане исторической аутентичности.
К началу 19 века, в Пруссии были созданы первые, точно отображающие ситуацию на поле боя, варгеймы, которые использовались для обучения военного персонала планированию и проведению операций. Эти правила были созданы в результате кропотливого изучения поведения войск в бою и изучения возможностей перенести это поведение «на стол». Несмотря на то, что пруссаки никогда не делали тайны из такой «обучающей программы» и то, что некоторые европейские армии даже последовали примеру Пруссии, никто и никогда не выносил так много из, казалось бы, обычной игры.
Первый коммерческий варгейм придумал Герберт Уэллс, назвав свои правила «Floor Games», в 1911 году, затем, через два года вышли еще одни правила от того же автора «Little Wars». И эти правила были первыми коммерческими, т.е. были изданы и продавались. А они восходят к тому, что в XIX веке называли «военно-штабная игра».
Следующими известными (на западе) правилами стали «Naval War Game» Флетчера Пратта, вышедшие в 1940 году. И если до этого момента вся стрельба была «реальной», то, начиная с этих правил, для расчета ее результатов впервые были использованы специальные математические формулы.
Однако все эти игры были не очень популярны, потому что зачастую было сложно купить фигуры, сделанные из металла. Но все изменилось в 1955 году, когда Джек Скреби стал использовать специальные резины для изготовления миниатюр, сделав, таким образом, варгейм с миниатюрами общедоступным. Тем не менее, варгейм с миниатюрами был гораздо менее популярным, нежели ролевые игры, а затем, с появлением первых персональных компьютеров, и компьютерных варгеймов.
Новый виток развития варгейма с миниатюрами неразрывно связан с WRG, которую основали Фил Баркер, Боб О'Брайен, и Эд Смит в 1969, когда они издали War Game Rules: 1000 B.C. to 500 A.D.
WRG была основана Филом Баркером, Бобом О’Брайеном и Эдом Смитом, когда они издали свои первые правила War Game Rules: 1000 B.C. to 500 A.D.
Правила быстро распространились по всему играющему в варгейм с миниатюрами миру, завоевав особую популярность в Великобритании, и став образцом для правил на допороховую эпоху. WRG затем продолжила выпускать правила уже на другие периоды, и все эти правила получили такую же популярность.
Эти правила стали популярны, в основном, из-за нововведений в них. Самых крупных инноваций было три:
1. Все армии были очковыми, т.е. впервые ввели такой параметр, как сравнительная стоимость войск.
2. Правила на мораль и боевой дух отрядов были основаны на тестах на реакции отрядов, в результате которых, игрок мог утратить контроль над пустившимся в неконтролируемое бегство или погоню (в зависимости от ситуации) отрядом.
3. Из-за того, что масштаб правил WRG был 1:20, для обозначения потерь ввели их запись (т.е. записывали потерю каждого человека в каждой фигурке, которую убирали, когда гибли все 20 бойцов).
Правила WRG распространились настолько широко и приобрели такую популярность, что некоторые другие игровые системы стали переделывать подставки под стандарты WRG, чтобы армии можно было использовать при игре по разным правилам.
Несмотря на это и даже на то, что проводились турниры по WRG-6 и WRG-7, интерес к ним как у компании, так и у потребителя начал спадать.
А в 1990 году «Фил Баркер всех нас спас», как написал Алексей Калинин. В том (1990) году была написана первая редакция правил De Bellis Antiquitatis (DBA), созданных для отыгрыша сражений античности и средневековья. DBA получили невообразимую популярность в первую очередь из-за того, что были очень просты как в освоении, так и в игре. В них было убрано все, что по мнению автора не влияло на исход схватки отрядов или на их боеспособность, именно поэтому, DBA и завоевали такую популярность.
На их основе были созданы правила De Bellis Multitudinis (DBM) и De Bellis Magistrorum Militum (DBMM) на тот же период и De Bellis Renationis (DBR) на период Ренессанса. Последним свет увидел DBMM, а последняя редакция DBA вышла в 2004 году и уже готовится следующая.
DBA были также приспособлены к фентази. Эти правила получили название HotT.
Подъем фентазийного же варгейма начался ещё в 1980-х годах, когда компания Games Workshop выпустила Warhammer Fantasy Battle (1983). Правила, которые одно время были даже синонимом слова «варгейм с миниатюрами».
К сожалению, в сети очень сложно найти информацию об истории варгеймов в СССР и РФ, поэтому далее возможны неточности.
Если говорить об истории варгейма на территории СНГ, то самого слова варгейм до 1990-х годов почти никто не знал (да и сейчас, подавляющее большинство народа его не понимает). Однако сами варгеймы присутствовали. Эти правила можно отнести, в основном, к первому и второму типу варгеймов. Ярчайшим примером можно назвать «Кораблики и солдатики», опубликованные в 1989 году. Однако уже в середине 1980-х существовали пока еще единичные клубы игроков в Москве и Санкт-Петербурге.
К концу 1990-х годов, варгейм стал гораздо более известен в РФ, в основном, благодаря появившимся западным правилам. Затем начали появляться отечественные правила. Однако, несмотря на множество правил, в РФ число варгеймеров гораздо меньше чем на западе.
______________________________
Особое мнение "ГлавВреда". Автор прислал свою статью для публикации ещё до Нового года (до этого первая версия статьи обсуждалась на форуме). К сожалению, на мой взгляд в ней всё ещё осталось множество "белых пятен", которые хорошо было заполнить, а также доработать статью стилистически. Довольно долго я откладывал публикацию, собираясь написать подробный комментарий, но всё же решил, что наверное это будет излишне: лучше будет, если те наши коллеги по хобби, кто обладает большим опытом в варгеймах, чем автор статьи, напишут собственные материалы об истории варгейма.
Что касается собственно подробной классификации игр - то всё это, конечно, весьма любопытно, но носит не столько "прикладной" оттенок, сколько "сугубо теоретический интерес". Имхо. Тем более, что параметров, по которым можно классифицировать очень много: это не только используемые автором характеристики "базовые/пофигурные" и "уровень сложности" (кто сможет его по настоящему объективно оценить?), но и такие важные моменты , как например, наличие в правилах системы командования (и как она реализовано) и многое другое.
Касательно истории варгейма - то она дана автором крайне "пунктирно" - на самом деле можно рассказать много интересного и о тех играх, что были прообразом для отца и сына Рейсвицев, и о том, как развивались "прусские штабные игры" после них. Можно было бы упомянуть о варгеймерском клубе в Оксфорде, созданном в 19 веке, - вероятно, первом варгеймерском клубе для "невоенных". О правилах для морских боёв Фреда Т. Джейна, написанных в конце 19 века. То, что автор статьи возводит происхождение правила Г.Уэллса к штабным играм, вероятно, не вполне корректно, т.к. правила Уэллса весьма просты и рассчитаны именно на игру "штатских" и в том числе детей (прусские штабные игры весьма и весьма усложнялись - насколько я читал, там подсчитывали даже количество подков в обозе ;) ). Кстати, в биографии Фила Баркера написано, что он начинал играть в юности именно с правил Герберта Уэллса ;). Вообще, XX век дал миру огромное количество авторов варгеймов и игровых систем, которые заслуживаю того, чтобы о них написали бы хотя бы по нескольку строк в подобной обзорной статье... (а то складывается впечатление, что кроме Г. Уэллса и Ф. Баркера никто на этой ниве всерьёз не "пахал" ;), а это не так, конечно, не так - есть масса интересных правил и очень известных и авторитетных авторов)... Но это уже задача для авторов новых статей, которые захотят осветить историю варгеймов куда полнее и подробнее... - Pipeman.