Поле боя     Архивы сайта    |     Наши форумы    |     Поиск    |     "Последнее на форуме"   
 
    "Поле боя"    |     Каталог файлов    |     Каталог ссылок    |     Управление профилем
  Навигация
· Главная
· О проекте

Военные игры
· Варгеймы
  · Правила
  · Статьи
  · Сценарии
  · Хроники
· Настольные игры.
· Игры по переписке.

Миниатюры и модели
· Масштаб 1:72
· Масштаб 1:100 (15мм)
· Масштаб 10мм
· Масштабы 25мм и 28мм

Мастерская
· Конкурсы
· Статьи
· Галерея

Военная история
· Статьи

Клуб «Поля боя»
· Пользователи сайта
· Наши Форумы
· Доска объявлений

Информаторий:
· Интернет-Новости
· Мероприятия
· Выставки и музеи
· Полезные ссылки
· Клубы и Магазины

Пользователю:
· Управление аккаунтом
· Личные сообщения
· Добавить новость
· Рекомендовать сайт
· Самое популярное
· Статистика сайта
  Поиск по сайту


  Авторизация
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.
  

Rambler''s Top100 Рейтинг@Mail.ru

Автор: Pipeman | Опубликовано: 20 Апреля, 2017 | Разместил: Pipeman
Просмотров: 3502 | Голосов: 3 | Рейтинг: 5
 

     Когда-то это был отдельный отдельный модуль в моих правилах, который был посвящён исключительно описанию типов гладиаторов - если уж играть в историческую игру, то надо "быть в теме", а гладиатурой, "плотно" интересуются, скажем честно, далеко не все. Потом мне пришло в голову, что неплохо бы оформить это отдельной статьёй (понятно, что в правила просто не впихнёшь весь массив накопленных иллюстраций, да там это и не нужно). Сделать эдакий "иллюстрированный конспект варгеймера". А уже готовя эту статью к выкладке я понял, что фотографий у меня в коллекции скопилось очень много - их объём уже значительно превосходит иллюстративный ряд книги К.С. Носова, которая многие годы была моей "настольной". И уже одной статьёй тут не обойдёшься, придётся писать целую серию. Более того "статистический анализ"фотографий по некоторым вопросам позволяет даже опровергнуть некоторые утверждения, сделанные уважаемым Константином Сергеевичем, на мой взгляд, несколько преждевременно.



РЕТИАРИЙ.
Классификация гладиаторов. Часть 1.

Автор: Pipeman



Надгробие гладиатора Мартиалиса, установленное его  женой. 50-1000 гг. н.э. Смирна, Турция.
По фотографиям
Carole Raddato. Обратите внимание на необычно большой наплечник-галер.

Вместо предисловия к серии статей.

    Моё увлечение гладиаторами всерьёз началось, пожалуй, с замечательной книги К.С. Носова "Гладиаторы". Темой этой я интересовался и раньше, но скорее "поверхностно" - доступная литература по ней в те годы носила либо фрагментарный характер, либо имела откровенно грубые ошибки и спекуляции в тексте и иллюстрациях. Носов же, как всегда, замечательно структурировал информацию и снабдил её богатым рядом иллюстраций, что позволяло легко всё "разложить в голове". Нельзя сказать, что книга эта была прямо уж "революционна", т.к. опиралась на уже существовавшую классификацию гладиаторов, разработанную Маркусом Юнкельманом (кстати, тоже не так уж и давно - в начале 2000-х, а до этого в большинстве голов вообще царил тот ещё хаос). Но для русскоязычного читателя книга Носова стала, безусловно, "манной небесной" - это была первая серьёзная, хотя и научно-популярная по формату, книга на русском языке столь подробно и качественно рассматривающая вопрос гладиатуры.


Ретиарий и секутор. Мозаика из виллы Ненниг, первая половина III в. н.э.
Обратите внимание на хват древка и кинжала. 

     С тех пор прошло уж лет десять - мы с друзьями покупали миниатюры, красили их, играли по правилам "Red Sand, Blue Sky" от "Двухчасовых варгеймов", разочаровывались, искали другие правила, вновь разочаровывались.. В итоге, так получилось, что я всё-таки стал делать собственные правила (от чего не раз уже зарекался) , через пару лет вышел на их тестирование, играл с друзьями, показывал на "Игроконах".. И как-то так выходило, что меня время от времени на форуме камрады по хобби спрашивали о правильности тех или иных фигур от разных производителей, я отвечал и при этом всё собирал и собирал в интернете фотографии барельефов, мозаик, светильников для аргументации и собственного понимания. В итоге, сначала это вылилось в отдельный модуль в моих правилах, который был посвящён исключительно описанию типов гладиаторов - ведь, если уж играть в историческую игру, то надо "быть в теме", а в гладиатурой, честно скажем, "плотно" интересуются далеко не все. Потом мне пришло в голову, что неплохо бы оформить это отдельной статьёй (понятно, что в правила просто не впихнёшь весь массив накопленных иллюстраций, например, да там это и не нужно). Захотелось сделать эдакий "иллюстрированный конспект варгеймера". А уже готовя эту статью я понял, что фотографий у меня в коллекции скопилось очень много - их объём уже значительно превосходит иллюстративный ряд книги Носова. И одной обзорной статьёй уже не обойдёшься. Более того "статистический анализ" фотографий по ряду вопросов позволяет даже опровергнуть некоторые утверждения, сделанные уважаемым Константином Сергеевичем несколько преждевременно, на мой взгляд. 


Ретиарий-левша. Надгробный камень, находящийся в Турции (Aizanoi, Çavdarhisar, Kütahya).
Обратите внимание, что маника закрывает часть груди и нет наплечника-галера.

    Итак, начну эту серию статей с "иллюстрированного конспекта" по известнейшему типу гладиаторов - ретиарию. В основе конспекта лежит текст Носова, однако, по ряду вопросов будет высказано отличное от его мнение.


Бронзовая фигурка ретиария, I-II вв. н.э. Британский музей, Лондон. Фотография Carole Raddato.
Не вполне понятно, каков хват левой рукой и нет ли там что-то кроме древка.
 

     Ретиарий хорошо известный по множеству сохранившихся изображений тип лёгкого гладиатора. Его название происходит от латинского слова rete – «сеть».  Изображения ретиария появляются в начале I века нашей эры, к середине которого бои пары ретиарий-секутор становятся одними из самых популярных. В самые ранние времена  ретиарий, возможно, сражался в против мирмиллона, но практически сразу его основным противником стал секутор (вполне вероятно, что секутор и произошёл от мирмиллона, т.к. отличие в их вооружении только в шлемах). Известно также одно изображение, где противником ретиария выступает арбелас.


Единственный рельеф, отображающий бой ретиария и арбеласа. II-III вв. н.э.

    Кроме сети на вооружении ретиария было такое экзотическое орудие как трезубец (фусцина), а в пару к нему имелся короткий клинок – кинжал (пугио) или нож. Иногда этот клинок изображается столь существенной длины, что не уступает, пожалуй, даже клинку его основного противника – секутора.


Железный трезубец из Лондиниума ("Римского Лондона").
Музей Лондона. Фотография
Carole Raddato.
Таким трезубцем мог пользоваться ретиарий.
Но, возможно, что это рогатина для охоты или венацио.

    На большинстве известных изображений на ретиариях из одежды присутствует только набедренная повязка (сублигакул), подпоясанная широким поясом (балтеем). На левой руке ретиарий носил защитный наруч - манику и, судя по изображениям, обычно это была простая матерчатая (из нескольких слоёв простёганной материи) или кожаная маника, к верхней части которой крепился металлический наплечник галер. Галер имел характерно выступающее вверх ребро-пластину, которая обеспечивала защиту шеи и части головы спереди (т.к. обычная стойка для ретиария, как и других гладиаторов, по всей видимости, была левосторонняя).


Наплечники-галеры: левый из Лувра, правый из Национального Археологического Музея в Неаполе.
Оба украшены медальонами с изображением Геркулеса. По книге К.С. Носова "Гладиаторы".


Наплечники-галеры в Музее Гладиаторов Капуи (Capua Gladiator Museum). По фотографиям
Carole Raddato.

  По ряду изображений можно предполагать, что маника могла быть и металлической – чешуйчатой или кольчужной, закрывающей даже часть груди, в последнем случае на таких изображениях (а они достаточно многочисленны) галер отсутствует. Такие маники без галера, но закрывающие добрую половину груди характерны как минимум для востока Империи.


Барельеф из Ephesus Museum, Selçuk, Turkey. По фотографиям Carole Raddato. Секутор в ходе боя лишился щита.
Обратите внимание на манику без галера у ретиария и на хват левой рукой кинжала и древка.


Стеклянная расписная ваза. I век н.э. Фото взято отсюда.
Обратите внимание на манику без галера у ретиария.

    Обычная тактика ретиария в начале боя, по-видимому, была в попытке набросить сеть на противника. Однако, судя по редкости изображений запутавшихся в сети секуторов, либо это удавалось не так уж часто, либо секуторы успешно освобождались от сети.


Мозаика, найденная на Аппиевой дороге. Начало IV века н.э.
Национальный Археологический Музей, Мадрид.


Терракотовый светильник. I-II вв. н.э. Axel Guttmann Collection. Взято отсюда.
Как видите, наброшенная сеть не помешала секутору одержать победу.

    К.С. Носов высказывает мнение, что сеть держалась (и бросалась) левой (защищённой маникой) рукой. При этом он сам приводит изображение кувшина, где ретиарий замахивается сетью правой рукой. Но при этом пишет: "Удерживая сеть в правой руке, он отвёл её назад для броска. Трезубец и кинжал боец держит в левой руке, причём трезубец повернут остриями вниз, чтобы случайно ими не зацепить за летящую  сеть. Однако, опираясь на это изображение, вряд ли стоит делать вывод, что ретиарий всегда брал сеть в правую руку для броска. Скорее всего художник просто поменял местами оружие в руках бойца, что не раз встречается при изображении других гладиаторов. Хорошо известно, что ретиарий держал сеть именно в левой руке. Надёжная защита  левой руки предотвращала её травмирование в момент броска, когда рука оказывалась ближе всего к противнику." (К.С. Носов, "Гладиаторы", стр. 73).


Кувшин из Исторического Музея Пфальца, Шпайер. II век н.э.
По книге К.С. Носова "Гладиаторы". Обратите внимание, что сеть держится правой рукой.
 


"Ангельские" мозаики из Bignor Roman Villa. Фото отсюда.
Обратите внимание, на то, что левый ретиарий держит сеть в правой, не защищённой маникой руке..

    Это как раз тот случай, когда я категорически не согласен с мнением Носова. "Хорошо известно" - это отвратительный аргумент, потому что непонятно, на что именно Константин Сергеевич в данном случае опирается -  может быть на литературные источники (но стоило бы их тогда привести), а может на современных реконструкторов, которые в показательных боях творят самые разнообразные "фокусы" с сетью, что левой рукой, что правой, и даже набрасывая упавшую сеть, зацепив её трезубцем (понятно, что такие выступления ничего не доказывают).
    Настоящим аргументом для меня является то, что кроме указанного Носовым кувшина мне известно ещё 7 (Семь) изображений ретиария с сетью в руках. И во всех случаях сеть держится в руке НЕ защищённой маникой (в шести случаях это правая рука, в седьмом сложно сказать, с какой стороны изображён гладиатор, так что это может быть и левая рука, тогда ретиарий там может быть левшой, но это однозначно рука НЕ защищёная маникой.)


Фрагмент барельефа тренировки гладиаторов с цоколя статуи. I-II вв. н.э.. Патры, Новый Археологический музей. 
Фото
отсюда. 
Очень примечательный барельеф по клику вы можете посмотреть его полностью.
Кроме редкого изображения сети в руке атакующего ретиария на нём ещё и "неканоническая" пара сражающихся друг с другом фракийцев. 


"Честерская находка". Этот небольшой фрагмент был найден в 1736, затем утрачен
и вновь обнаружен Saffron Walden Museum только в 1978 году. Фото отсюда
Обратите внимание, что сеть в не защищённой маникой руке (возможно левой).

    Я приведу все эти изображения в этой статье - кроме упомянутого кувшина из Исторического Музея Пфальца, это честерский фрагмент барельефа, изображения тренировки гладиаторов на цоколе статуи из Патр, изображения на двух терракотовых светильниках, изображение с "ангельской" мозаики из римской виллы в Бигноре и два барельефа, нахождение которых я пока точно не идентифицировал - один из них находится на надгробном камне,  другой на сильно разрушенном, видимо, фризе (к сожалению, там где я нашёл эти фотографии не было указано, где находятся эти барельефы). Часть из этих изображений попала в "широкий доступ" относительно недавно, поэтому у меня есть подозрение, что, когда Носов писал свою книгу, то, возможно, был ещё с ними не знаком.


Надгробная стелла. Фото взято вот с этого болгарского сайта.
Обратите внимание, что сеть в правой руке.


Барельеф. Фото взято отсюда.
Обратите внимание, что сеть находится в правой, не защищённой маникой, руке.

  Конечно, не на всех этих изображениях ретиарии изображены в боевой ситуации" (хотя на цоколе статуи из Патр ретиарий не только держит сеть в правой руке, но и похоже атакует левой рукрй с трезубцем и кинжалом своего противника). Но тем не менее, если на 8 (ВОСЬМИ) изображениях ретиарии держат сеть в незащищённой (обычно правой) руке, и при этом лично мне так и не попалось ни одного изображения, где сеть (изготовленная для броска или в небоевой остановке) держалась бы в руке, защищённой маникой, то это уже никак нельзя списать на "вольность художника" и тому подобные аргументы! Кстати говоря, смены левых и правых рук на изображениях гладиаторов не так уж и часты - часть из них можно обосновать изображением левшей, а часть из ходящих в Интернете подобных изображений - банальное "переворачивание" уже фотографии -  такие "зазеркаленные" фотографии мне встречались неоднократно.


Терракотовые масляные светильники. По фотографиям Carole Raddato.
Обратите внимание, что оба ретиария держат сеть в правой руке.

    Вообще же, рассуждая о том, какой рукой всё же бросалась сеть, надо задумываться - бросалась ли они с какого-то расстояния или же ею пытались опутать противника находясь фактически "в упор" (как нередко демонстрируют современные реконструкторы). Первое мне кажется более логичным (хотя изображение из Патр, казалось бы, говорит об обратном), а для броска с дистанции нужен как раз замах, как на кувшине из Исторического Музея Пфальца, да и вообще для правши такой бросок однозначно удобнее и точнее при выполнении с правой руки. Левая (защищённая маникой) же рука в этом случае выставлялась вперёд (с трезубцем и кинжалом в ней) - как бы контролируя возможную атаку бросившегося вперёд противника. При этом после броска сети (не важно удачного или нет) гладиатору было достаточно мгновения, чтобы перехватить правой рукой древко трезубца и занять самую распространённую стойку (судя по изображениям), когда трезубец удерживался двумя руками, но левая держала ещё и кинжал.
    В любом случае статистика по изображениям сети в руках ретиария однозначно свидетельствует в пользу того, что сеть держали в правой (незащищённой маникой) руке.


Барельеф из Иераполя Фригийского. Вторая половина II в. н.э. - начало III в. н.э. По фотографиям Carole Raddato. 
Обратите внимание на хват трезубца и кинжала.


"Ангельские" мозаики из Bignor Roman Villa. Фото отсюда.
Обратите внимание, на хват левой рукой кинжала и трезубца.

  После потери сети ретиарий продолжал бой с трезубцем и кинжалом. Ретиарий мог перехватить трезубец двумя руками, а мог сражался с кинжалом в левой руке, а трезубцем в правой (или придерживая левой рукой с кинжалом и древко трезубца).
     По этому поводу Носов пишет следующее: "Трезубец (фусцина) был основным оружием ретиария. Даже если ретиарию и удавалось удачно набросить сеть на противника, это было только полпути к победе. Но в большинстве случаев ретиарий, по-видимому, с первого раза промахивался и тогда секутор всеми силами старался не дать ему поднять упавшую сеть. На этой стадии боец мог или удерживать трезубец двумя руками, либо взять в левую руку кинжал, а в правой оставить трезубец. Предпочтительнее был первый вариант, так как парировать кинжалом удары меча было затруднительно, да и орудовать тяжёлым трезубцем одной рукой тоже непросто. В пешем бою древковое оружие всегда предпочитали держать двумя руками. Это позволяло использовать оба конца оружия. Кроме того, сами удары оказывались значительно мощнее". (К.С. Носов, "Гладиаторы", стр. 70).


Фрагмент барельефа из музея в Измире.
Присмотритесь - в левой руке есть кинжал, удерживаемый параллельно древку трезубца.
  


Терракотовая, фляга из Римско-Германского Музея, Кёльн.
Обратите внимание на хват древка и кинжала.

    Вот этот вопрос: о том, насколько часто ретиарий переходил к хвату трезубца двумя руками - это как раз тот момент, о котором я тоже готов поспорить с с уважаемым Константином Сергеевичем.
    В общем и целом то, что пишет Носов, вполне логично и обоснованно. И да - на множестве изображений ретиарии держат трезубец в двух руках. Но "дьявол кроется в деталях"! Дело в том, что на большинстве подобных изображений это не обычный хват древкового оружия двумя руками, а удерживание левой рукой как кинжала, так и древка трезубца. Понятно, что такой хват древка вряд ли можно признать полноценным "двуручным" - левая рука скорее только поддерживает древко, а не полноценно его держит. Поэтому рассуждения о "мощи" удара двумя руками или об "использовании обоих концов оружия" (ни разу, кстати, так не встретил на изображениях) при таком хвате трезубца не очень-то обоснованы.


Фрагмент мраморного барельефа из Metropolitan Museum of Art.
Обратите внимание на хват левой рукой: кинжал и древко трезубца держатся одновременно. 

    Я поступил достаточно просто - пересчитал все ситуации, которые встречаются на известных мне (и приведённых в этой статье) изображениях. И вот что говорит нам сухая статистика:
    15 изображений - "поддерживающий" хват фусцины двумя руками (в левой руке и кинжал, и древко),
    7 изображений - кинжал в левой руке, фусцина в правой,
    6 изображений - полноценный хват двумя руками (но не по всем из них можно однозначно утверждать, что кинжала в левой руке точно нет),
    6 изображений - хват фусцины одной рукой (куда делся кинжал при этом в большинстве случаев неясно, хотя в одном случае им однозначно завладел противник)
    7 изображений - фусцина и кинжал удерживаются одной левой рукой (4 из них это, когда в правой руке сеть, что и понятно, 2 изображают ретиария на надгробном памятнике вне боя и  на одном ретиарий держит в руке, по-видимому, каменный шар) 

     Этот подсчёт совершенно однозначно говорит нам, что самая распространённая для ретиария ситуация была, не когда он полноценно держал фусцину-трезубец двумя руками, а когда он держал древко правой рукой, придерживая его и левой рукой в которой был кинжал. 


Мозаика из Вероны. Около 200 года н.э. Археологический музей в Римском Театре.
Интересная ситуация: секутор смог завладеть клинком ретиария!

    Возникает вопрос: как же трактовать столь необычный хват трезубца и кинжала? Ведь для современно человека более-менее знакомого и с военной историей и, например, с "боевыми искусствами" такая манера держать древковое оружие кажется не самой рациональной.

   Вопрос, на самом деле, не так уж и прост. Возможно дело было в существовавшей традиции (часто очень существенный аргумент, между прочим). А возможно дело было в том, что гладиаторы не использовали ножен для клинкового оружия и кинжал просто было некуда деть (хотя казалось бы - просто заткни его за пояс, как делают многие реконструкторы, судя по видео). Действительно, ножны на изображениях отсутствуют (хотя некоторые исследователи "видят" пустые ножны для кинжала на честерском рельефе, но именно, что "видят" - однозначное заключение там сделать невозможно). Отсутствие ножен логично для типов гладиаторов, у которых клинковое оружие единственное. Но почему бы не иметь ножен ретиарию и гопломаху, у которых кинжалы оружие вспомогательное и/или "последнего шанса"? Тем не менее я так и не смог найти однозначных изображений, где кинжал был бы на поясе (в ножнах, "кольце" или хотя бы заткнут за пояс).. Не исключено, что традиция запрещающая носить ножны как раз и подталкивала ретиариев к такому хвату (в боязни лишиться "оружия последнего шанса").


Мозаика из Römerhalle, Bad Kreuznach, Germany. По фотографиям Carole Raddato.
Обратите внимание на хват трезубца и кинжала. Секутор слева, вероятно, левша, а вот ретиарий - правша.

     Впрочем, возможно, всё дело в какой-то особой технике боя, используемой ретиариями. Например, знакомые с восточными единоборствами знают, что кроме техники прямого удара-тычка концом шеста при хвате двумя руками, существует, например, и такой удар, когда левая рука лишь удерживает шест в "кольце пальцев" как направляющая (шест скользит сквозь это "кольцо", а удар наносит только правая рука. Такой удар подобен удару кием по бильярдному шару. Применительно к удару концом шеста такой удар быстрее, чем удар при плотном хвате двух рук (как колют, например, винтовкой со штыком), хотя и слабее.. При этом он весьма точен.. Может быть и в данном случае ретиарии наносили удары фусциной именно подобным образом. Впрочем, это не более, чем гипотеза.


Мозаика из Коса, III в. н.э. Музей в Стамбуле. Обратите внимание на хват трезубца и кинжала ретиарием.

    Кстати говоря, хотя мы и привыкли по современным кинофильмам и иллюстрациям (да и фигуркам) к тому, что трезубец ретиария изображают как что-то большое, вроде огромного "трезубца Посейдона", но, судя по многим изображениям, наконечник его был скорее сродни остроги для рыбной ловли - да, "тройник", но совсем небольшой и не массивный. Так что "громоздкость" фусцины часто преувеличивают. Хотя есть, конечно, и изображения, где трезубец выглядит почти что с "крестьянские вилы".


Барельеф, фото взято отсюда.

    В случае утраты трезубца кинжал оставался «оружием последнего шанса» для ретиария. Имхо, Носов несколько преувеличивает разницу в размерах между мечом секутора и кинжалом ретиария (и, следовательно, невозможность использовать кинжал для парирования - хотя парирование вообще не характерно для римских гладиаторов). На очень многих изображениях это клинки вполне сравнимой длины. При этом в ряде случаев и тот, и другой очень коротки (и уместнее бы их оба назвать кинжалами), в ряде случаев, наоборот и тот, и другой довольно приличной длины и задаёшься вопросом - нельзя ли отнести клинок ретиария в этом случае уже к короткому мечу? Но такая "разномастье" в длине клинков вообще характерно для изображения гладиаторов - то ли дело в региональных отличиях, то ли "мода" на размеры клинков менялась от периода к периоду. В любом случае, клинок ретиария был достаточно существенным оружием, чтобы доставить серьёзные проблемы противнику ретиария, что не так уж и редко можно наблюдать на изображениях.


Барельеф из музея в Измире. Фото с http://maximus101.livejournal.com/.
Сравните размер "меча" секутора и "кинжала" ретиария.

 
Около 200 года н.э. Римский Музей (Römermuseum, Augst). По книге К.С. Носова "Гладиаторы".
Обратите внимание на "фехтование" секутора и ретиария на первой мозаике.

    Закончить рассказ об "атакующем" вооружении ретиария я хочу барельефом, видимо который и послужил источником для домыслов некоторых историков о некоем загадочном оружии, которое также мог использовать ретиарий. Речь о барельефе из Национального Музея Бухареста. Очередная надгробная стелла, где ретиарий изображён с любимой собакой и "неопознанным предметом" в правой руке. Сначала его идентифицировали как подсвечник или какой-то ритуальный предмет. Но те, кто смотрел фильм, кажется BBC, о раскопках на кладбище гладиаторов, тот помнит описываемый там случай найденных костей с явным повреждением в виде отметин от каких-то остриев-штырей, расположенных "в вершинах ромба". Эта странная рана, оставившая следы на костях (в области чуть выше или ниже колена, насколько помню по фильму), залеченная впоследствии, и позволила выдвинуть весьма экзотическую гипотезу, что "подсвечник" в руках гладиатора Скиртоса на данном барельефе это на самом деле некое оружие из штырей, закреплённых на рукояти (см. ниже).


Гладиатор Скиртос из Томис (Констанца) - III век н.э. Национальный Музей Бухареста. Фото взято  с этого болгарского сайта.
Предмет в правой руке ретиария трактуют то как "подсвечник", то как загадочное оружие со штырями.

    Я совсем не сторонник этой фантасмагорической гипотезы. Поясню почему. Я вполне мог бы согласиться с версией, что кинжал ретиария мог бы заменяться на какое-то аналогичное по действию оружие. Хоть бы и на такое экзотичное, как 4 острых штыря на рукояти. Но дело в том, что это изображение само опровергает такой вариант - ретиарий держит в левой руке и трезубец, и кинжал. То есть "девайс" в правой руке никак не может служить заменой кинжалу, который в левой. А представить себе, что ретиарий выходил на бой с трезубцем и кинжалом в левой руке и с такой "приблудой" в правой руке (вместо сети что ли?) не позволяет здравый смысл. К тому же столь массивная "рукоять", как на изображении, скорее подталкивает к мысли, что это не рукоять, а всё-таки подставка, и это действительно подсвечник или что-то вроде него.. В конце концов от того, что на надгробном камне изображена любимая собака усопшего ретиария, никому же не приходит в голову, что он выходил на бой с собакой вместо сети? ;)

    А что касается удивительных отметок на колене бойца из захоронения, то можно их объяснить, вероятно, и без привлечения "дополнительных сущностей". Это могли бы быть следы от двух последовательных ударов трезубцем-острогой почти в одно и то же место, а мог быть след и от какой-то "нестандартной фусцины", например, с 4 остриями, а не с 3-мя. Не говоря уж о том, что эта травма вообще могла не иметь никакого отношения к собственно гладиаторским боям.


Медальон из Археологического Музея Ним.


Фрагмент мозаики из виллы Боргезе, начало IV в. н.э.

  Как уже написано выше, основным противником ретиария был секутор. Этот тип гладиатора был, похоже, специально создан для противостояния с ретиарием, создавая образ "рыбака и рыбы". Вероятно, первоначальным противником ретиария был мирмиллон, которого тоже ассоциируют с рыбой. Но, похоже, что либо его шлем с гребнем и полями был слишком уязвим дял броска сети (легко запутываясь в ней), либо просто методичные римляне решили "изобразить рыбу поакцентированнее" и противником ретиария стал секутор - полный аналог мирмиллона во всём, кроме шлема. Шлем секутора весьма напоминает "рыбью голову" с "дырочками-глазами" и гладким гребнем-плавником.  

 
Фрагмент мозаики из виллы Боргезе, начало IV в. н.э.
 Это изображение интересно тем, что на нём можно одновременно увидеть маники ретиариев разного типа. 

    Противостояние секутора и ретиария было классическим противостоянием "тяжёлого" и "лёгкого" гладиаторов. Быстрый и "коварный" ретиарий набрасывал сеть, атаковал трезубцем, кружил вокруг неповоротливого противника, стремясь найти уязвимые точки, а, может быть, и пытаясь также сбить противника с ног при помощи атак трезубцем. Менее мобильный секутор, ещё и имеющий плохой обзор из-за шлема с не очень-то удобными отверстиями-"глазами", но хорошо защищённый большим щитом, шлемом и поножем, был, по-всей видимости вынужден довольно прямолинейно "давить" на противника (не зря его название обозначает "преследующий")..  


Мозаика с острова Кос.

    Судя по изображениям по текстам, довольно часто ретиариев и секуторов сводили в бою целыми группами - но всё-таки скорее это были бои отдельных пар, просто сражавшихся одновременно. Таких изображений довольно много. Есть некоторые предположения о возможности боя "смешанных пар" (секутор и ретиарий против другого секутора и ретиария), но такие гипотезы строятся на очень уж шатком фундаменте, поэтому пока однозначно утверждать такую возможность не стоит. 

 
Фрагмент надгробного памятника с могилы ретиария на Аппиевой дороге.
III век н.э., Музей Капитолия, Рим. По книге К.С. Носова "Гладиаторы". 

    Порой, глядя на барельефы (см. ниже) - поражаешься тому до какого ожесточения доходили бои - это уже даже не "рукопашная", бойцы сходились практически в обнимку, в борьбе и короткий меч секутора тут не сильно превосходилдлинный кинжал ретиария:


Фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.


Фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.

    Кроме уже описанных боёв парам и группами существовала и ещё одна экзотическая форма боя - на помосте. В этом случае один ретиарий (называемый "понтарием")  сражался сразу двух секуторов. Начинал он бой на довольно высоком помосте (понсе) и вместо сети, судя по изображениям, имел в начале боя глинянные или каменные шары. Они могли быть довольно опасным оружием, способным оглушить, даже при попадании по шлему секутора. Хотя, представляется, что убить или вывести из строя до конца боя секутора, имеющего большой щит, было бы бросками таких шаров очень сложно. Когда же два секутора, заходили на помост сразу с двух сторон, то, видимо, ретиарию приходилось туго. Впрочем, возможно, у него ещё оставался шанс в критический момент спрыгнуть с помоста (но не вполне ясно - не устанавливался ли помост на поверхности, исключавшей такой манёвр).. В общем, выражение из наших криминальных 90-х годов прошлого века "кинуть понты" приобретает как-то совсем другой смысл - быть понтарием, вероятно, было весьма опасно.


Бой за помост. Фрагмент рельефа с острова Кос. Рубеж II-III в. н.э. Триестский музей.
Обратите внимание  на шары под ногами ретиария и вероятно шар же в его правой руке.
 


Фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.

    Судя по всему, ретиарий был самым непрестижным типом гладиаторов у мужского населения Римской империи -  по всей видимости, из-за «неправильного вооружения» и из-за того, что не имея практически защиты был вынуждены уклоняться от прямого «честного» боя. Как известно, Калигула более благоволил секуторам, чем ретиариям, да и Коммод "прославился" тем, что выступал как секутор-левша и якобы одержал фантастическое количество побед над ретиариями (неясно насколько при этом честных).

 
Монумент из Татарево (Болгария), находится в музее в Софии.


Мозаика из Вероны. Около 200 года н.э.
Археологический музей в Римском Театре.

   Император же Клавдий приказывал добивать всех ретиариев, даже случайно упавших. Носов приводит версию такой "нелюбви" к ретиариям связанную с тем, что возможно дело было в извращённых вкусах римлян: ретиарий единственный из "классических" типов сражался без шлема и когда его добивали, то публика (и император) могли смотреть в лицо убиваемому человеку (в то время, как другие типы, даже подвергаясь добиванию, оставались в шлемах, т.е. были обезличены). Впрочем, возможно, всё же дело было в обычной нелюбви к "нечестному" типу.


Фрагмент мозаики из Злитена (Ливия).
Обратите внимание на длину клинка ретиария и на размер острия фусцины.


Фрагмент мозаики из виллы Боргезе, начало IV в. н.э.

      Зато «амурчики» (прозвище ретиариев) нередко пользовались повышенным вниманием римлянок. По этой причине ходит версия о том, что якобы в ретиариев умышленно подбирали "красавчиков с идеальными фигурами" - ведь они в отличие от "тяжёлых" типов выступали с почти полностью открытым телом, которое могли "продемонстрировать публике". Впрочем, неясно, насколько такое утверждение правдиво - ведь, например, на знаменитой мозаике с виллы Боргезе присутствует ретиарий совершенно "бочкообразного сложения". ;)

 
Ваза из Музея в Сарагосе. I век н.э. Фото взято отсюда.
Ретиариев можно увидеть слева и справа вазы. Оень своеобразное по стилистике изображение.



Ваза из Помпей.

    На этом собственно мой "конспект" по ретиариям заканчивается. Изображений у меня в коллекции оказалось значительно больше, чем я собирался написать текста, поэтому на оставшиеся предлагаю просто посмотреть. Кое-где к ним есть поясняющие комментарии.

     Я старался в подписях к фото указывать, откуда я их брал и идентифицировать те артефакты, что на них присутствуют. Но, к сожалению, далеко не по всем из них у меня сохранились ссылки, откуда я их брал, так что, если кто поможет в их дальнейшей идентификации - буду благодарен. И огромное спасибо всем людям, кто делал эти фотографии и выкладывал эти фото в общий доступ в Интернет.


Национальный Римский Музей - Термы Диоклетиана, Рим (National Roman Museum - Baths of Diocletian, Rome.
По фотографиям
Carole Raddato.


Национальный Римский Музей - Термы Диоклетиана, Рим (National Roman Museum - Baths of Diocletian, Rome.
По фотографиям
Carole Raddato.


Национальный Римский Музей - Бани Диоклетиана, Рим (National Roman Museum - Baths of Diocletian, Rome.


Надгробный камень гладиатора Пертинакса, тёзки одноименного императора.
 Фото взято вот с
этого болгарского сайта.
Обратите внимание на хват левой рукой кинжала и древка.



Надгробный камень гладиатора EPMHC (EPMHC EPMHTOПРINФIЛWN).
Обратите внимание на манику этого ретиария - без галера, но закрывающую грудь.


Сильно разрушенный фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.


Фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.



Гладиатор Скиртос из Эфеса. Фото взято вот с этого болгарского сайта.


Мозаика II-III вв. н.э. сильно восстановленная в XIXвеке. Romisch-Germanisches Museum, Cologne.
По фотографиям Carole Raddato.


Терракотовый масляный светильник. Фото отсюда.
В описании указано, что данный объект хранится в Эрмитаже.


Медальон из Римско-Германского Музея в Кёльне. По фотографиям Carole Raddato.


Ваза из Музея в Колчестере (Colchester Castle Museum, Camulodunum (Roman Colchester)). Около 175 г.н.э.




Основание стеклянной чаши, IV в. н.э. Британский музей, Лондон.
По книге К.С. Носова "Гладиаторы".
Не самая частая ситуация, когда клинок и трезубец держатся раздельно 


Ваза, I-II вв. н.э. Museum Het Valkhof. Фото отсюда.
Обратите внимание на хват кинжала и трезубца.


Рисунок на керамике. Обратите внимание на хват кинжала и трезубца.



Мозаика из Ливии, найденная в 2000-м году. Leptis Magna Mosaic Museum.

    P.S. Последняя мозаика, не так уж и давно найденная, и считающая "высоким" произведением античного искусства (удивительно схожая в манере изображения с картинами Ренессанса) довольно не проста в трактовке с точки зрения типов гладиаторов на ней. Несмотря на то, что лежащая справа фигура опирается щит секутора, но это скорее всего ретиарий (об этом можно судить по "голым" ногам и манике на левой руке  закрывающей часть груди). Слева сидит скорее всего секутор - об этом говорит прямой меч в его руках (больший лежащего справа клинка, который скорее всего является кинжалом ретиария) и короткий понож на левой ноге. Его шлем изображён отдельно лежащим рядом с трезубцем ретиария, а щит валяется под рукой его противника. Удивление вызывает то, что меч держится секутором в левой руке и на ней же укороченная маника (встречающаяся и на других изображениях) - если гладиатор левша, то и малый понож должен был бы быть не на левой голени, а на правой (которой не видно). Впрочем, возможно это как раз тот самый "произвол художника" (когда путалось "левое и правое").

 



Военная история. Статьи. Конспект варгеймера: Эквиты. Классификация гладиаторов.
Конспект варгеймера: Секутор. Классификация гладиаторов. Часть 2.
Воинственные майя (военное дело майя постклассического периода).
М. Нечитайлов: Пельтасты армии Антигонидов (III – II вв. до н.э.)
Джулиан Лорриман. После Ганнибала.
Соколов О. В.: Ответ на ''рецензию'' книги ''Аустерлиц. Наполеон, Россия и Европа, 1799-1805''
М. Бостриков: «Знамена балтийских славян VIII-XIIвв.»
М. Нечитайлов: Армии Английских гражданских войн: Униформы.
А. Куркин: Рецензия на статью М. К. Чинякова «Бургундские ордонансовые роты. 1470-1477 гг.»
  Связанные ссылки
· Больше про Военная история. Статьи.
· Новость от Pipeman


Самая читаемая статья: Военная история. Статьи.:
Вооружение и снаряжение скифских воинов VI – IV вв. до н.э.

  Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


  опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




2004 (c1) eDogsCMS (aka edogs-Nuke) php-nuke 7.3 based. eDogsCMS (aka edogs-Nuke) written by O&S (aka edogs)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty for details see the license.
Web site protected by myNukeSecuRity, © Maxim Mozul, www.studenty.de
Открытие страницы: 0.424 секунды и 0 запросов к базе данных ! DB time is: