По быстренькому в Наполеонику ДБА
Дата: 30/08/2005
Тема: Варгеймы. Правила.


По мотивам Дэвида Мэнли (David Manley, david.manley@btinternet.com). Переведено Бартус


По быстренькому в Наполеонику ДБА
Состав армий
Каждая армия на столе представляет одну-две (а может и больше) бригады. Каждая бригада состоит из определенного количества элементов, который грубо соответствуют пехотному батальону, кавалерийскому эскадрону или артиллерийской батарее. Пехота вовсе не обязательно должна входить в ту же самую бригаду, что и кавалерия. Пешая артиллерия может входить в пехотную бригаду, конная артиллерия – в кавалерийскую бригаду.
Приказы
Каждая команда должна быть представлена в виде приказа в специфическом формате. Действие по умолчанию, то есть "Все, что не указано в приказе", есть СТОЯТЬ и УДЕРЖИВАТЬ (HOLD). Команды выстраиваются по уровням (Армия, Корпус, Дивизия, Бригада). Элементы-подразделения должны воспринять приказы и не могут отклониться от их исполнения, пока новый приказ не достигнет командира, или же командир пройдет тест на инициативу.
Чтобы изменить приказ подразделению, высший офицер должен написать этот приказ. Затем приказ доставляется курьером в штаб подразделения (лично в руки командиру подразделения). Командир подразделения затем бросает кубик для определения задержки во времени, которая объективно возникает при попытке отреагировать на изменения приказа. После того, как эта задержка пройдет, подразделение начнет выполнение приказа, точно в том виде, как оно записано, но ни в коем случае не ранее!
Если командир подразделения вдруг обнаруживает некие события, которые заставят его серьезно усомниться в возможности исполнения приказа, он может попытаться пройти тест на инициативу. Бросается шестигранный кубик (далее d6), результат определяется по таблице. Каждый командир имеет право только на один такой тест за игру, причем все последствия такого теста должны быть ясны и понятны для обоих игроков. После чего пишется новый приказ. После того, как последствия командирской инициативы будут исчерпаны, подразделение должно вернуться к исполнения своего первоначального приказа вплоть до поступления нового приказа.
Написание приказов.
Приказы должны состоять только из следующих слов или фраз:



Русский эквивалент
Английский эквивалент

Двигаться
MOVE TO

Стоять и удерживать
HOLD

Атаковать
ATTACK

Поддерживать
DEPLOY

Отступить к
RETREAT TO

Вражеское подразделение
ENEMY UNIT

Ориентир на местности
LOCATION

Время
TIME

Если
IF

Действие вражеских войск
ENEMY ACTION

Действие дружественных войск
FRIENDLY ACTION

Пока
UNTIL или UNLESS
Пример: Двигаться к деревне Х и удерживать её, пока враг не достигнет фермы Y. Отступать к мосту на 6-ой ход.
Пример: Двигаться к деревне Х и удерживать её, пока враг не достигнет фермы Y. Отступать к мосту на 6-ой ход.




Тип командующего
Харизма
Инициатива
1
2
3
4
5
6

Лихой
+1
4-6
0
0
0
0
1
1

Обычный
0
5-6
0
0
1
1
2
3

Осторожный
0
6
0
1
1
2
2
3

Робкий
-1
n/a
1
1
2
2
3
3
Харизма – так я обозвал в переводе способность остановить бегущие отряды. (Прим. Бартус)
1 2 3 4 5 6 в верхней строке – это в оригинале называется Бросок на задержку . (Прим. Бартус)
Последовательность игры
1. Игроки пишут приказы, которые должны быть выполнены в текущем игровом туре.*
2. Игроки бросают кубик d6 на инициативу – выбросивший больше решает, кто будет игроком A, а кто игроком B.
3. Игрок A проводит стрельбу
4. Игрок B проводит стрельбу
5. Игрок B бросает кубик d6 для определения PIP и выполняет перемещения
6. Игрок A бросает кубик d6 для определения PIP и выполняет перемещения
7. Рукопашная схватка * Армии с высшим командным навыком могут добавить 1 к броску на инициативу.
Единицы движения PIP
Для определения количества PIP бросается по одному кубику на каждую бригаду. Один пункт PIP позволяет активировать для движения одно подразделение. Если подразделение находится вне зоны командования своего офицера (12" = шагов), для перемещения подразделения требуется 2 пункта PIP. Подразделением считается отдельный элемент, группа элементов в колонне или в линии (элементы ориентированы в одном направлении и касаются подставками). Кроме того, легкая пехота может находиться впереди другого формирования легкой пехоты на расстоянии в 3 шага (типа застрельщики). То же относится и к легкой кавалерии. Из количества пунктов PIP, выброшенного на каждом кубике, вычитается 1, если игрок составил армию из союзников от разных стран, или же присутствуют некоторые сложности на путях коммуникаций (например, в кампании – решение принимается до начала игры).
Боевые факторы отрядов



Тип подразделения
В рукопашном бою
Перемещение
Стрелковое оружие

Пехота
+2 (2 шеренги) +3 (3 шеренги)
3" в линии 5" в колонне
Мушкет 5"

Легкая пехота
+1
5"
Мушкет 5" Ружье (штуцер) 6"

Тяжелая артиллерия
+4/0
3"
20"

Легкая артиллерия
+3/0
6"
15"

Легкая кавалерия
+2
8"
-

Драгуны
+3
6"
Карабины 3"

Кирасиры
+4
6"
-

Уланы (с пиками)
+4/+2
8"
-

Штаб и прочее
-
10"
-
Примечание:
• Артиллерия получает +4 или +3 в первый раунд рукопашной схватки против вражеских отрядов в контакте, если орудия могут вести стрельбу (залп в упор). В противном случае они не получают бонусов (+0). Также артиллерия не получает бонусов (+0) во все последующие раунды.
• Уланы (с пиками) получают +4 в первый раунд боевого контакта, +2 в последующие.
• Спешенные драгуны стреляют как легкая пехота с карабинами (дальность 3"). Драгуны могут стрелять, только будучи спешенными.
• Отряды могут считаться Ветеранами, обученными (нормальными) или зелеными новичками (ополчение). Эффект учета опыта описан ниже.
Движение
Порядок фазы движения описан ниже. Не забудьте добавить 1" ко всем перемещениям в колонне по дороге.
Элемент не может двигаться, если он находится в 3" зоне от вражеского отряда (враг не в состоянии паники), который не находится в контакте с данным элементом – кроме как для сближения с вражеским отрядом.
Элемент не может двигаться, если он находится в контакте с вражеским элементом. Линия легкой пехоты в рассыпном строю шириной до 6" не может быть прорвана, но может быть отброшена.
Элемент не может войти в контакт с флангом другого элемента, кроме как в ситуации, когда на начало игрового тура он находился позади элемента. Элемент не может войти в контакт с тылом другого элемента, кроме как в ситуации, когда на начало игрового тура он находился позади элемента.
Элемент не может оторваться от вражеского элемента, который двигается быстрее.
Препятствия и пересеченная местность вообще
К препятствием относятся леса, пересеченная местность и т.д. Максимальное перемещение для легкой кавалерии 3", 2" для пехоты и прочей кавалерии. Труднопроходимую местность не может пересечь артиллерия, которая должна воспользоваться дорогами (так, собственно, артиллерия должна попадать в строения).
Элемент на труднопроходимой местности, так же, как и элемент, атакующий врага на труднопроходимой местности, не могут получить поддержки от дружеских элементов (отряд считается бесформенным).
Артиллерия
Артиллерия не может вести огонь, если она двигалась в предыдущий ход. Если артиллерия двигалась передком вперед, а стволом назад, разверните её наоборот ("снять с передков"). Если батарея считается не снятой с передков, поместите её на позицию стволами вперед, передками назад, в контакте с тягловой силой (лошадкой). В таком положении орудия не могут вести огонь. В начале следующей фазы стрельбы (или фазы стрельбы противника) отцепите орудия и поместите упряжки на 1" позади батареи, которая может теперь вести огонь.
Офицеры и командный радиус
Если вражеский отряд входит в контакт с командующим, тот может отойти на расстояние до 6". Если после этого в тот же игровой тур последует ещё одна аналогичная атака, командующий считается убитым или плененным. Командующий считается в безопасности, если он находится в контакте с дружественным элементом, пока тот не будет уничтожен, в этом случае погибшим считается и командующий в том числе.
Драгуны
Драгуны могут спешиться вместо перемещения по игровому полю. Последствия такого решения описаны выше. В этом случае вместо 4 подставок конников поместите 3 подставки пехоты и 1 подставку с лошадками.
Интерпретации ситуаций
Линейная пехота и любая кавалерия могут пройти сквозь порядки легкой пехоты. Легкая пехота и кавалерия могут пройти сквозь порядки любых войск. Все войска могут отступить сквозь порядки любых войск, кроме артиллерийской батареи (которые слишком далеко обходить) или укрепления (здесь отступающие войска вынуждены расстраивать свои ряды).
Сражение
Сражение в свою очередь состоит из стрельбы и рукопашных схваток. По элементам, вовлеченным в рукопашную схватку, нельзя вести огонь.
Стрельба
Угол обстрела, поддержка
Элементы могут стрелять по любой цели внутри зоны, ограниченной 45° во фронтальном направлении.
Стрельба указывается для бригады. Игрок указывает вражескую бригаду и объявляет, какие из его элементов будут стрелять по этой бригаде. Учтите, что отряды различных типов во вражеской бригаде (цели) поражаются как разные бригады, так что залп по вражеской пехотной бригаде, в которую включена артиллерийская батарея, должен быть разделен между двумя группами различного типа. Добавьте боевое значение элемента, ведущего огонь по бригаде, к результату броска кубика и оцените повреждения по таблице.




Тип оружия
Максимальное расстояние
Боевое значение на расстоянии



-
-
0-5"
5-10"
10-15"
15-20"

Тяжелая артиллерия
20"
8
6
4
2

Легкая артиллерия
15"
6
4
2
-

Мушкеты (3 шеренги)
5"
1
-
-
-

Мушкеты (2 шеренги)
5"
2
-
-
-

Ружья (штуцера)
6"
3
2 (MR 6")
-
-

Карабины
3"
1 (MR 3")
-
-
-
Боевое значение элемента, ведущего огонь по артиллерии в походном состоянии (на передках) или по пехоте в каре или в колонне, удваивается.
Если элемент "устал", его боевое значение снижается на 25%, если истощен – то на 50%.
Результат схватки




Боевое значение
NE
1/2 D
D
D, -1
D, -2

1
1-5
6
-
-
-

2
1-4
5
6
-
-

3
1-3
4
5
6
-

4
1-2
3-4
5
6
-

5,6
1
2-3
4-5
6
-

7,8
1
2-3
4
5-6
-

9,10
1
2
3-4
5-6
-

11-15
1
2
3
4-5
6

16-20
-
1
2-3
4-5
6

21-25
-
1
2
3-4
5-6

26-30
-
1
2
3
4-6

31-35
-
-
1
2
3-6

36-40
-
-
-
1
2-6

41+
-
-
-
-
1-6
Вычтите 1 из показаний кубика, если:
Стрельба ведется по цели в укрытии: в лесу, в городе, на пересеченной местности, и т.п. Внимание! ВСЕ элементы бригады должны находиться в укрытии, чтобы получить данный модификатор.
Стрельба ведется по застрельщикам или спешенной кавалерии
Результаты
NE : Нет эффекта
1/2 D: Вполовину дезорганизованы – половина элементов бригады должны разорвать контакт друг с другом.
D : Дезорганизованы – все элементы бригады должны разорвать контакт друг с другом.
-1, -2 : 1 или 2 подставки по выбору СТРЕЛЯВШЕГО игрока уничтожены.
Дезорганизованные отряды в каре или в полевом укреплении могут остаться на позиции, но считаются шокированными (Shaken).
Если все элементы являются дезорганизованными, как минимум половина или все элементы должны отступить на 3" (или если истощенные (spent), то бежать на 6")
Элементы, по которым не может вестись вражеский огонь И которые не находятся (и не могут) в контакте с противником, игнорируют дезорганизованность.
Рукопашная схватка
Элементы, которые находятся в контакте "база к базе", выравнивают подставки. Каждый игрок бросает кубик d6, перечень модификаторов приведен ниже.
+1 За каждый элемент поддержки
+1 Если кавалерия атакует вниз по склону
+1 Если находятся выше противника по склону
+2 Кавалерия против пехоты в линии, колонне или в рассыпном строю
+2 Кавалерия против артиллерии
-1 За каждый элемент в контакте с фланга или с тыла
-1 Усталость
-2 Истощенные (Spent)
-2 Против отрядов в полевом укреплении (*)
-1 Если войска противника лучше качеством
-2 Кавалерия в преследовании -2 Кавалерия против пехотного каре (*)
* Бонусы не учитываются, если защищающиеся отряды потрясены shaken
Результаты
Меньше, чем у противника, но больше, чем половина:
KO' = нокаут. Труп с почетом препровождается в могильник. Венки могут быть как от Звезды, так и любые конверсионные. (Прим. Бартус)




Пехота
KO' от Кирасиров в легко проходимой местности. В противном случае отступают на 3"

Легкая пехота
KO' легкой кавалерии в легко проходимой местности.

Артиллерия
KO' от любого отряда в контакте

Кирасиры
KO' от любого отряда в трудно проходимой местности.

Легкая кавалерия
KO' от Кирасиров в трудно проходимой местности

Уланы
KO' от Кирасиров в трудно проходимой местности

Драгуны
KO' от кирасиров в контакте в трудно проходимой местности
Если ведущий элемент в колонне отступает, вся колонна считается отброшенной назад. Пехота в каре или отряды в полевом укреплении могут игнорировать отступление, но считаются shaken пока они не простоят полный тур без рукопашной схватки; затем они обязаны отступить с занимаемой позиции или изменить построение с каре в другую формацию.
Меньше, чем половина вражеского броска (с учетом модификаторов):
Все в нокауте (KO'). Складываем на носилочки и уносим.
Поддержка
Элементы могут оказывать поддержку дружественному отряду в рукопашной схватке, если они не themselves engaged и находятся в контакте с противником хотя бы уголком базы, или же находятся строго позади атакующего элемента в колонне (до максимум +3 за дополнительные элементы в колонне).
Преследование
Кавалерия, которая вынудила вражеский элемент отступить или бежать, начинает преследование противника и остается с ним в боевом контакте. Кавалерия, которая нокаутировала (уничтожила) своего противника, должна продвинуться в направлении атаки на 4" (вне зависимости от дистанции, которую она прошла при атаке первоначальной цели), и войти в боевой контакт с любым элементом, который ей под копыта подвернется. В этом случае кавалерия получает -2 отрицательный модификатор в дополнение ко всем остальным модификаторам.
Пример сражения
1. Атакующий игрок предпринимает атаку в 2 пехотных базы с мушкетами в 2 шеренгах на 3 с поддержкой батареи Тяжелой артиллерии с 12 против пехотной линии из 3-х элементов пехоты в 3 шеренгах. Суммарное Боевое значение у Атакующего равно 8 (2х2 за мушкеты плюс 4 за артиллерию).На кубике выпало 6, линия становится дезорганизованной, один элемент (центральный) убит. Защитник теперь имеет Боевое значение 2 (по 1 за каждый оставшийся элемент), он выбрасывает на кубике 2 = Без эффекта.
2. После движения крайний левый элемент в линии атакован 2-мя пехотными элементами. Атакованный игрок выбросил 3, +3 за пехоту в 3 шеренгах = всего 6. Атакующий выбросил 1, плюс 2 за пехоту в 2 шеренгах, плюс 1 за поддерживающий элемент = всего 4. Это меньше, чем в сумме у защищающегося, поэтому атаковавшие должны отступить на 3". (Примечание: Отступающий элемент – только тот, что был в боевом контакте, элемент поддержки остается на месте).
Эффективность бригады
Каждая бригада имеет Бригадный эффективный фактор (БЭФ). Начальное значение БЭФ равно 2 на элемент, +1 за командующего, +2 если вся бригада состоит из элитных войск, +1 если вся бригада состоит из ветеранов, -1 если вся бригада состоит из зеленых новичков.
БЭФ понижается на -1 за каждый результат D, полученный данным элементом. Эти потери временные. БЭФ также понижается на 2 за каждый уничтоженный или бежавший элемент, а ещё в случае потери главнокомандующего. Эти потери постоянные. Временные снижения БЭФ восстанавливаются со скоростью 1 за тур.
Данная таблица показывает средний рейтинг бригады при снижении БЭФ.



БЭФ
Рейтинг

100%-75%
Свежая

75%-50%
Уставшая

50%-0
Истощенная

меньше 0
Бежит
Когда бригада становится Истощенной, все результаты "Отступление" становятся результатами "Бежать".
Когда БЭФ уменьшается до нуля и ниже, бригада сдается и все её элементы бегут с поля боя.
Бегство
Бегущие элементы перемещаются: пехота на 6", кавалерия – на 9". Бегущая артиллерия считаются выбывшими из игры сразу же. Элементы, которые по каким-либо причинам не могут двигаться, считаются уничтоженными или сдавшимися в плен врагу, находящемуся на дистанции одного своего вражеского движения.
Бегущие элементы бригады с положительным БЭФ могут быть остановлены бригадным главнокомандующим.
Он должен войти в контакт с бегущим элементом, к результату броска кубика следует добавить генеральский Рейтинг воздействия на бегущих. Если в результате получится 6 или больше, элемент считается остановленным. В тот тур, когда элемент был остановлен, он не может получать или отдавать приказы.





Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=113