8054. «Турецкая кавалерия. XVII век.»
Дата: 27/06/2008
Тема: Миниатюры 1:72. Ренесанс.


    "..Вот и дождались мы продолжения линейки на 17 век. И как дождались – наконец-то нас порадовали турецкой конницей, тема которой постоянно обходилась другими производителями. И это не взирая на то, что Османская экспансия 15-18 веков была одним из важнейших факторов Европейской истории. Что ж, посмотрим что над предложит «Звезда»…" - Eromin


Звезда 8054. «Турецкая кавалерия. XVII век. »

Автор обзора: Eromin
Автор фотографий: Van DerBruger

ИСТОРИЧНОСТЬ.

            Для начала – маленький экскурс в историю турецкой кавалерии. Древнейшей формой формирования конницы были «акынджи» – всадники-ополченцы и дружинники уджбеев (провинциальных владетелей и вассалов). Со временем, с распространением поселенного, феодального и постоянного войска (см. ниже), значение и роль акынджи сильно изменились. С 15 века акынджи составляли две достаточно разные группы всадников: небольшие личные армии бейлербеев и воины-добровольцы жившие и воевавшие на границах Османской империи. Из числа последних стоит выделить дели – ветераны пограничных стычек, эти опытные воины составляли небольшие полки в приграничных эялетах. В отличие от акынджи, они находились на государственном содержании (хотя и весьма умеренном), а в период войны исполняли роль разведчиков при армии. Отряды дели были очень не велики – несколько сотен воинов на целый эялет.

            В начале 14 века было сформировано поселенное войско «яя ве мюсселем» в которое входила и конница – мюсселем. Поселенные войска не облагались налогами в мирное время, а в военное им выплачивалось небольшое жалование. Представляли они собой преимущественно посаженых на землю всадников акынджи и пехотинцев азапов.

            В скором времени в государстве Османов начинает формироваться феодальный подход к формированию армии. Собственно создаются феоды: тимары и зе’амет (первые предоставлялись воинам, вторые преимущественно беям и купцам). Каждый владелец тимара, тимариот, должен был лично выступать в поход по первому требованию султана (владельцы зе’амет только снаряжали воинов, но сами не подлежали службе). Кроме того, с каждого тимара и зе’амета положено было выставлять несколько (в зависимости от дохода с феода) всадников джебелю. В 14-15 веках термин «джебелю» обозначал тяжелого всадника, латника, но уже к концу 16 века под ним понимали легкого всадника. В это время (16 век) в обиход входит термин «сипаг/сипах» для обозначения сначала тяжелой конницы, а потом просто всех всадников.

            Наконец, на рубеже 14-15 веков, формируется еще одна часть османского войска: постоянные войска «капы-кулу» и «яны-чери». Они составили гвардию султана. В рядах первых были 4 полка тяжелой конницы (обычно их называют просто Капы-кулу, но это не совсем верно, название 4 элитных частей постоянно менялось), конная стража султана бостанджи, а также легкие всадники силахдары (оруженосцы султана) и чюваши (посыльные султана, что-то типа фельд-егерей). Яны-чери больше известны своими пехотными формированиями, которые традиционно и называют «янычарами», однако в эти войска входили и артиллерия и моряки. И, что важно для нас, часть янычар была конными. Как минимум 4 из числа янычарских рот (Од) были конницей (при чем не передвигались конными, а чистая кавалерия), из которых самая известная и многочисленная – 65 ода «Секбан». Общее число воинов в них назвать вряд ли когда можно будет, но оно вероятно составляло около 2-3 тысяч воинов.

            В 14-16 веках Османская держава сильно разрослась за счет завоеваний. У нее появилось много новых вассалов. Конные контингенты этих вассальных держав назывались юрюк (в Азии, в первую очередь курды) или мартолозы (общее название для воинов Европейских вассалов Турции, хотя тут не так однозначно, были многочисленные вариации).

            Я подозреваю, что все вышеперечисленное вас окончательно запутало. Но такова она была Османская империя – большая, разнообразная и очень сложная для понимания.

            Итак, что нам предложила «Звезда». Возьмем лист-вкладыш и прочитаем. Турецкая кавалерия 17 века. В набор входят Сипахи (все копейщики) и Халки (с саблей и с топором), а также командная группа. Халки, согласно «Звезды», это всадники из числа Белюк Халки, конной части Капы-Кулу. Тут «Звезда» не совсем права (Халки – это одни из ворот султанского дворца, а Белюк Халки – название стражи этих врат), но для нас это не критично – просто запишем, что эти двое из числа Капы-Кулу. Сипахи все с копьями, а треть еще и в доспехах. Это несомненно тимариоты – наиболее тяжелая часть сипахов, «рыцари Востока». Собственно с этих позиций и будем описывать набор.

            Таким образом перед нами 6 воинов-гвардейцев из числа Капы-Кулу и 9 воинов-сипахов, а также командная группа к ним. Я, честно говоря, немного удивлен. Были полностью обойдены как воины-джебелю, составлявшие большую часть тимариотного войска, так и мюсселем, и акынджи… Да и если мы взглянем на предложенных Капы-Кулу – перед нами явно всадники легкие, тоесть из числа силахдаров и чюваши (возможно так же и из числа бостанджи). Тяжелая конница Капы-Кулу тоже за бортом. Вобщем немного странно.

    Командная группа.

    1. Ага – перед нами крупный военноначальник. Он восседает на коне покрытом попоной и латным наголовьем. Сам ага одет в… Скажу честно – я долго гадал, как его разодели скульпторы «Звезды», но кажеться понял. На аге кафтан, поверх которого одета кольчуга с длинным рукавом, поверх которой одет терлик (tarlik), сверху зерцальный доспех, а на плечи накинут еще один кафтан (или кунтуш) отороченный мехом. Все это можно проследить по фигуре, ибо на коробке фигурка нарисована проще и лучше! На титуле коробки на аге мы видим кафтан, пластинчато-кольчужный панцирь и парадный верхний кафтан на плечах. 
    Весьма сильно меня удивил головной убор аги. И на фигурке и на рисунке видно, что тюрбан намотан вокруг шлема, НО, вы посчитайте какую высоту он должен иметь. У меня получилось, что этот шлем высотой около полуметра. А уж про его форму можно только догадываться, я, во всяком случае, ничего такого никогда не встречал.
    Шлем также дополнен перьями. В османской Турции это было обычное средство для того, что бы отметить отличившегося воина.
    В целом фигурка нормальная, если только не учитывать «капустность» его одеяния и странный шлем.

    2. Музыкант. Очень дивная фигура. Одет в простой кафтан с очень длинными полами, но ЧТО у него на голове? Что же это за шапочка, вокруг которой повязан тюрбан? Я так и не смог определить. Во всяком случае ничего общего с типичной турецкой фетровой шапкой, которую мы можем видеть на рисунке на этой фигуре. Но это только начало. Дальше начинается развлечение с барабаном. На рисунке на титуле коробки барабаны нарисованы по оба бока коня, на картинке на обороте коробки барабана не видно вовсе, а у фигуры сделан только 1 барабан с левого бока лошади. Также советую обратить внимание на то, как он закреплен!!! Я так и не смог понять того, как и куда он должен был привязываться…

    3. Знаменоносец. Одет в кафтан (или полукафтан, поскольку пол кафтана снизу не заметно) и терлик. На голове высокая фетровая шапка, вокруг которой обернут тюрбан. Вооружен саблей и кинжалом. В правой руке держит значок командующего – бунчук. 
    Единственный нюанс этой фигуры – я никак не смог посадить ее на коня, что бы она держалась прямо. Штырьки не помогли. А если удалить их, то фигура вообще никак не держится в седле.

    Капы-Кулу.

    4. С секирой и луком. Всадник одет в достаточно узкие шаровары и сапоги, кафтан, терлик, высокую фетровую шапку, вокруг которой обернут очень большой тюрбан. Именно последний явно указывает на принадлежность фигур – перед нами чюваши, султанские посыльные. Именно им полагались огромные тюрбаны, как символ их положения. Обычно тюрбаны были достаточно не велики, и такие огромные шары материи сильно выделялись в общей среде. Аналогично в гражданской сфере, большие тюрбаны были признаком высокого положения их владельца.
    Также обращу ваше внимание на то, что полы терлика завернуты концами за кушак. Так иногда делали турецкие всадники, но как правило, когда спешивались. Тут нужно обратить внимание, что из под завернутых пол терлика НЕ видно пол кафтана. Типичная ошибка – скульптор не учитывает, что одежду с коротким рукавом тогда носили ТОЛЬКО поверх кафтана (или его аналога), а никак не поверх рубахи.
    Вооружен чюваши секирой, саблей и луком. Секиры, как и другое ударное оружие, были достаточно популярны у турок. Отсутствие щита лишь немного смущает – всадники из числа силахдаров и чюваши могли их и не использовать (все таки они в первую очередь парадные отряды, а не регулярные).

    5. С саблей и щитом. Собственно от предыдущего отличий не много: вместо сапог на ногах туфли, что вполне нормально (туфли широко употреблялись в турецком обществе, как всадниками, так и пехотой). А в вооружении: есть щит и кинжал вместо топора и лука. Щит выполнен не совсем верно – он плоский, а должен быть выгнутый, особенно это относиться к умбону.

   Тимариоты.

    6. Кольчужник. На воине одеты непонятные узкие но складчатые штаны. Такое ощущение, что они длиннее чем нужно, на несколько десятков сантиметров. На ногах сапоги под штанами или туфли. Кольчуга с длинными полами и длинным рукавом. Поверх кольчуги одето нечто! Вероятнее всего это кунтуш (кафтан с разрезными рукавами) который не застегнут и только перехвачен кушаком на талии. Но ни пуговиц, ни других способов застегивания не видно. На голове воина шлем обернутый небольшим тюрбаном. Форма шлема совершенно не различима, вероятнее всего, это типичный турецкий шатровидный шлем, имевший наибольшее распространение в 14-15 веках, но который вполне мог встречаться и позже.
    Вооружен всадник копьем, саблей и кинжалом. Ряд вопросов вызывает копье – шар перед его нижней четвертью типичен для копий польской гусарии, но более нигде не встречается. Щит-крыло был широко распространен в Османской империи 15-18 веков, но его исполнение «Звездой» в корне не верно. Его сделали состоящим из двух досок соединенных углом (отсюда ребро), на самом же деле, щит был изогнутым в разрезе, никакого ребра не было и в помине!

    7. Сипаг с поднятым копьем. Одет в шаровары с сапогами и кафтан. На голове высокая фетровая шапка, вокруг которой обернут большой тюрбан. И вот это ошибка! Тюрбан такого же размера, как у всадников чюваши, а должен быть как у знаменоносца или как у №6.
    Вооружен копьем, саблей и коротким кинжалом. Лука, увы, нет. Щит отлит вместе с конем, что меня лично жутко раздражает. Нужно, однако, отметить, что форма его более правильная, чем у щита фигуры №5.

    Что же мы имеем в итоге? Набор не имеет больших ошибок, но мелкие ляпы встречаются, при чем, за исключением тюрбанов, они, скорее на совести лепщика. Тем не менее, вряд ли можно признать удачным содержание набора. Гвардейцы Капы-Кулу – только легкие всадники чюваши, которые больше посыльные, чем солдаты. А сипахи представлены только тимариотами. И это при том, что ¾ турецкой конницы были легкие всадники джебелю, акынджи и мюсселем!

    В этом месте я хотел бы сделать отступление и обратить ваше внимание на титульный рисунок коробки. Коробка почти никак не совпадает с содержимым!!!! Посмотрите на агу в типичном для Турции тяжелом кольчужно-пластинчатом доспехе, копейщика в более легком кольчужно-пластинчатом доспехе (обратите внимание, что щит-крыло у него исполнен правильно, а шлем более традиционный для 16-17 веков) и всадника с саблей и щитом. На последнем есть и кольчуга, и шлем, и наручи (напоминаю – в наборе это №5, который совершенно без доспехов). Также рассмотрите уже упоминавшегося музыканта (на коробке у него 2 барабана и 2 палочки).

    Создается впечатление, что для рисунка и для лепки были подготовлены комплекты с разными изображениями прообразов! На мой взгляд, вариант исполненный художником Аверьяновым, намного лучше. Если бы кроме командной группы сделали: 2 разных латников (копейщик и с саблей), к ним бездоспешного копейщика (но с луком) в количестве 3 штуки и 6 воинов с топором и луком, то набор много бы выиграл.

    Тем не менее, имеем что имеем. И из этого будем исходить. Пара чюваши и 3 тимариота. Если б не тюрбаны тимариотов, было бы 10. Но поскольку сей недостаток сложно устраним (не каждый станет заниматься вырезанием), то сними 1 бал.

    Историчность: 9



Литники: "командный" (1шт.) и "ординарный" (3шт.)

 

    АКТУАЛЬНОСТЬ. Не о чем говорить, аналогов нет и не скоро, думаю, появятся.
    Актуальность: 10

    РАЗНООБРАЗИЕ. Мы имеем 18 всадников 7 видов (из которых 3 позы – командная группа) и 18 лошадей в 5 позах (2 уникальные на командном литнике). Грустно. Разнообразие умеренное, но не более. Общая оценка за разнообразие – 7
   
Разнообразие: 7

    КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ. Один из лучших наборов «Звезды». Есть только 1 маленький минус – облой встречается! Небольшой, но неприятный.
    Качество: 10

 

    Историчность: 9
    Актуальность: 10
    Разнообразие: 7
    Качество: 10
    Итого: 9 балов

P.S. Неоднозначный набор. В первую очередь тем, что при хорошем исполнении и общей исторической достоверности, содержание набора крайне неудачное. Нет всего того, что можно было бы считать знаковыми элементами турецкой конницы! Вторым недостатком я бы назвал отсутствие огнестрельного оружия!

   Уже закончив обзор задался мыслью – а не специально ли «Звезда» именно так скомпоновала этот набор? Не стоит ли нам ожидать в неком времени набор «Легкая турецкая кавалерия» где будет: более простой ага, музыкант с трубой, знаменоносец со знаменем (а не бунчуком), дели в парадном наряде со шкурами и перьями (с копьем и щитом-крылом), акынджи (с пистолетом в руке), джебелю (2 позы с луками: 1 стреляет, а второй с саблей в руке). Это возможно, хотя я и считаю это маловероятным – подобный ход был бы на в их традициях.

Eromin

 







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=455