Сегодня мы публикуем обзор правил ''1644'' написанный Геннадием Григорьевым aka Chaos Lord. Данный обзор публиковался год назад на сайте artoftactics.com, но в связи с тем, что этот проект в ближайшее время сменит свой формат, часть материалов с него переносится на наш сайт (с одобрения администрации artoftactics.com и по согласованию с авторами материалов).
"...В середине 80х годов в Великобритании сконцентрировался центр варгеймерского движения. Практически каждый год появлялись новые редакции бурно развивающихся настольных военно-тактических игр с миниатюрами. WRG совершили революцию со своими DBA/DBM, использовав подставки-"базы", а не миниатюры в качестве основных элементов процесса игры. Чуть опережая их, в 1982-84г.г. были разработаны "Комитатус I", "Большие Батальоны" и первые модули "Пикета". На 20-25 лет вперед стали видны перспективы "серьёзного" варгейминга: 150-200 миниатюр в армии, установленные на базы по типам войск и согласно их тактике, с полноценным командованием, специальными правилами (резервами, лагерем, обозом и т.д.), - то есть то, что можно охарактеризовать емким выражением "серьёзное военно-историческое моделирование в несерьезых целях" (David Gallagher).." - Сhaos Lord.
Геннадий Григорьев aka Chaos Lord
1644. Rick Priestley, Wargames Foudry. 1990г.
посвящается Великим Близнецам, Алану и Майклу Перри.
В середине 80х годов в Великобритании сконцентрировался центр варгеймерского движения. Практически каждый год появлялись новые редакции бурно развивающихся настольных военно-тактических игр с миниатюрами. WRG совершили революцию со своими DBA/DBM, использовав подставки-"базы", а не миниатюры в качестве основных элементов процесса игры. Чуть опережая их, в 1982-84г.г. были разработаны "Комитатус I", "Большие Батальоны" и первые модули "Пикета". На 20-25 лет вперед стали видны перспективы "серьёзного" варгейминга: 150-200 миниатюр в армии, установленные на базы по типам войск и согласно их тактике, с полноценным командованием, специальными правилами (резервами, лагерем, обозом и т.д.), - то есть то, что можно охарактеризовать емким выражением "серьёзное военно-историческое моделирование в несерьезых целях" (David Gallagher). Основные производители миниатюр ответили и поддержали новый виток развития варгеймов появлением новых модельных линеек, включающих Античность, Темные века, Наполеонику и Ренессанс. И, если в США по-прежнему варгеймеры "гоняли" миниатюрами Old Glory в Булл-Ран и Геттисберг по правилам Airfix, то в "старой, доброй Англии" была своя Гражданская война (и свои фирмы-литейщики). В конце 80х находящаяся в центре Ноттингема, литейного центра Великобритании, фирма Wargames Foundry запустила в производство линейку миниатюр ECW. Под этой абревиатурой скрывалась Гражданская война в Англии 1642-1660 (English Civil War) - один из самых ярких и драматичных военных конфликтов в истории Острова. Лепку мастер-моделей проучили "Неистовым близнецам" Алану и Майклу Перри, в доме которых уже давно существовал, жил, (и спал прямо под варгеймерскими столами :), кружок варгеймеров и гейм-дизайнеров, являвшихся по совместительству отцами Games Workshop, авторами Warhammer Fantasy Battles, Warhammer Ancient Battles (ныне Warhammer Historical) и WarmasterWarmaster Ancient. Разработку правил взял на себя легендарный Рик Пристли, "папа" Вселенной Боевого Молота. В основу "1644", новых правил на ECW, легли наработки Рика Пристли, Алана, Майкла Перри и Джервиса Джонсона, которыми они играли в войну за Испанское наследство. Правила "1644" появились на прилавках в далёком 1990 году, выдержали массу переизданий и до сих пор считаются классикой варгейма.
Почему "1644" заслуживает столь пристального внимания сейчас? Дело в том, что "1644", несмотря на фундаментальность (в одной книге собраны правила игры, листы армий на ECW, включая шотландцев и "армию нового образца" и правила на кампанию) - очень прост, изящен и элегантен. "1644" - это игра с отдельными миниатюрами, но с четкими правилами на командование и широкими временными рамками. Мы, например, играли ими и в Бургундские войны, и в Северную войну и даже в Античность (с доработками на фалангу, слонов и колесницы). "1644" великолепно подходит для перехода с Вархаммера на более серьёзные системы вроде Пикета или DBM и совершенно замечателен для игр "3 на 3" или "4 на 4", когда каждый из игроков приносит свои 50-100 моделей и отыгрывает генерала и приданный ему Центр, Фланг или Резерв. "1644" - идеальная игра (не моделирование, а именно - игра!) в Итальянскую, Тридцатилетнюю войну, ECW и даже в Сенгоку Дзидай в Японии 1550-1600.
На сегодня существует богатейший выбор миниатюр 25-28 мм, посвященный этим периодам, что положительно влияет на выбор "1644" в качестве "варгейма для начинающих" или дополнительного удовольствия для варгеймеров со стажем, уставших от обилия модификаторов и таблиц.
Итак, обо всем по порядку. На первый взгляд, "1644" не отличается от Warhammer Historical. Те же коробки пехоты до четырех рядов в глубину, вездесущий d6 ("шестигранник", "кубик") и соспоставимые с "вархаммерскими" дальность движения пехоты и кавалерии (и удвоение этой дальности при атаке) и дальности стрельбы. Внешне очень похоже, только у "вархаммерофилов" наступает культурный шок тогда, когда вместо "ведерка кубов" и двух таблиц ("попал-не попал", "ранил-не ранил") и модификаторов брони к спас-броскам, они видят один бросок (!) одного шестигранника (!) и одну таблицу (!) на все случаи жизни.
Появлению этой таблицы мы обязаны Джервису Джонсону, который, помимо того, что является яркой личностью в гейм-дизайне GW, с детства изучил все "коробочные" варгеймы (вроде игр от GMT Games) и, вместе с Клиффом Анселлом, настоял, чтобы правила "1644" были максимально простыми. Дело в том, что в Ноттингеме, Мекке варгейминга со времен Airfix, Джервис Джонсон, Рик Пристли и Джон Стеллард "выковали" Warhammer English Civil War, но для "широких масс", фанов WFB, так сказать. Для узкого круга тонких знатоков и делались несколько другие правила "1644", в которых по-прежнему были модификаторы и дополнительные броски, но основа осталась простой и интуитивно понятной. Рассмотрим, как это все работает.
Пехота в "1644" бывает трех видов: пикенеры, способные сражаться до 4х рядов в глубину; мушкетеры, которые могут вести огонь кароликованием (до двух рядов в глубину), но только стоя на месте и на открытой местности, не из-за изгородей. И застрельщики-драгуны, которые считаются "ездящей пехотой".
Кавалерия в "1644" делится на кирассир, защищенных доспехами "34" и обычную ("шведского" типа, атакующую галопом). Артиллерия делится на полковую-полевую (3-4 фунтовые легкие пушки, сопровождающие бригады) и тяжелую (12-16-24 фунтовые кулеврины, собранные для удобства в батареи). "Смертники" (Forlorn Hope) и 1-2 снайпера привносят в игру аромат войн времен ландскнехтов и "папаши" Тилли.
В отличие от Вархаммера (основную часть которого тоже создал Рик Пристли :), типы реакций на атаку гораздо разнообразнее: можно не просто стоять или "стоять-и-стрелять", а уклониться (застрельщикам, бедным артиллеристам или плохонькой кавалерии), контратаковать или поддержать атаку. Великолепное правило на кавалерийские атаки позволяет с каждым раундом "вливать" все новые ряды кавалеристов в схватку, образуя характерную для Тридцатилетки "кучу малу" из всадников и лошадей.
Все войска делятся по эффективности на 5 боевых значений: 1- очень плохие войска (новобранцы, милиция, рекруты) 2 - Плохая пехота, 3 - Большинство пехоты, плохая кавалерия, 4- Хорошая пехота (ветераны), большинство кавалерии, 5- Элита (хорошая, гвардейская кавалерия).
Кроме того, в рукопашной схватке пикинеры отнимают (до d6) от броска боевого значения противника в зависимости от их пропорции в составе данной части, делая пикенеров опасными противниками в ближнем бою (или беззащитной мишенью на ближней и средней дистанции огневого боя). Кавалерийские и пехотные части в тяжелой броне не только позволяют ощутить колорит эпохи 1600-1650х, но и позволяют отыгрывать более ранние военные конфликты, от ландскнехтов до Столетней войны. Термин "смешанные цели" позволяет составлять или комбинировать в составе одной части пикенеров в тяжелой броне ("34"), пикенеров без кирас в задних шеренгах и мушкетеров (обычно стоят на флангах или первой шеренгой). Но самое главное в "1644" - это красивая Таблица Потерь и модификаторы к ней.
И простые правила на командование, позволяющие без особого труда (или подсчета очков на дезорганицацию) учитывать различные моральные состояния солдат на поле боя. Обычным считается нормальное состояние, когда не требуется никаких маркеров, и часть повинуется своим офицерам. В состоянии потрясения, отряд двигается вполовину медленней, всегда преследует отброшенного врага, вобщем - плохо слушается команд. При растроенном командовании солдаты на 50% теряют в боевой силе (стреляя в воздух или отсиживаясь в кустах). При потеряном командовании боевая часть превращается в стадо испуганных баранов.
Каждый ход делится на фазы. Сначала игроки выкладывают перед отрядами карты приказов: Атака, Перестроение и пустую, блефующую, для создания "тумана войны" и предназначенную нервировать и вводить в заблуждение противника. Затем карты вскрываются и игроки объявляют атаки и реакции на них. Проводятся последовательно движения: бегущих отрядов, атакующих, вспомогательных атак. Затем одновременно двигаются войска всех игроков, нет поочередного хода. Затем, артиллерия ведет огонь, потом войска стреляют из мушкетов и пистолетов и следует рукопашная схватка, после которой проводится фаза сбора.
Рассмотрим нехитрый пример боя. "Поздняя" имперская терция (20 пикенеров, из них 5 - в тяжелой броне в первой шеренге и 12 аркебузьеров) в нормальном состоянии командования вышла из-за леса и приблизилась на 12 дюймов к "потрясенной" от огня имперских демикулеврин шведской Зеленой бригаде (11 пикенеров в доспехах и 12 мушкетеров на флангах). Шведские артиллеристы засуетились у 3х фунтового "сокола", приданного Зеленой бригаде. Выстрел из пушки (2 - значит, попали), урон (3) - убит имперский пикинер! Убитый удаляется из соотношения 1 к 2, убит пикенер. (Важно: дополнительный бросок мы совершаем на кубике при соотношении 1:2, на 1-2 убирается пикинер, на 3+ мушкетер.) Залп аркебуз (боевой фактор 4(ветераны), на дальней дистанции -1, по доспехам -1, боевой фактор смещается на 2 вниз, 12 фигурок), значение, найденное в Таблице 0.3. "Скольжение" боевого фактора в зависимости от складывающихся, кумулятивных модификаторов и есть главная фишка игры. Итак, Таблица одна и значение 0.3. Это значит, что на 3+ может быть уничтожена одна фигурка противника. Бросок "6"! Дополнительно, шведская бригада обязана пройти тест на командование (выпала шестерка!): бросок 5 (для успеха нужно 4+). Шведы успешно проходят тест и готовятся к залпу на месте: 12 фигурок с 3 боевым фактором дают в Таблице значение "1. 6", то есть один противник уже убит и на 6 погибнет еще один (и будет тест на командование): 4! Имперский игрок убирает убитого из пушки пикенера и продырявленного пулями аркебузьера и подходит на 4 дюйма к шведам. Аркебузы позволяют стрелять без штрафа в движении. В ответ шведы (опять стоя на месте из-за мушкетов) открывают убйственный огонь: двоих аркебузьеров скашивает шведская пушка... Залп! Убит один шведский мушкетер, но теста на командование не будет (выпало 2). ...и еще одного имперского пикинера и аркебузьера "снимают" залпы шведов. Выпавшая "6" дает командный тест, имперцы потрясены и останавливаются, приводя в порядок ряды , это не удается, в противном случае терция бы пошла в рукопашную, где имперцы в тяжелых доспехах считались бы как две (!) фигурки в доспехах, давая неоспоримый численный перевес католикам. Имперский игрок, потратив впустую время на перестроение мрачно ждет хода противника. Игрок за шведов наконец решает приблизится, теперь стреляют шведы с модификатором -1, но это компенсирует то, что огонь ведется с ближней дистанции и пушка (с места) открывает огонь картечью: ДВА командных теста подряд! Имперская терция пришла в беспорядок (командование потрясено), а шведская бригада решает атаковать! Залп в упор па атакующей Зеленой бригаде! Падает один мушкетер и шведы врезаются в имперскую терцию: +1 за атаку Зеленой бригаде, - D3 шведам, -1имперцам: за пики. Католики не в состоянии использовать массу своих пикинеров в состоянии потрясения и шведы убивают двоих имперцев... ...разгоняя бегущих католиков (терция уничтожена) и преследуя их на 8 дюймов (НЕ преследовать шведы не могут, так как командование потрясено, разгоряченные видом бегущего врага шведы своих офицеров не слышат!). Зеленая Бригада вбегает на холм ... и видит перед собой курляндских кирассир Асти с пистолетами наизготовку и драгун Боннигаузена!
Тактический рисунок боя таким образом зависит от организованных слаженных действий всех родов войск. Кавалерия, провоцируя обход с флангов, заставляет противника "сворачиваться" в ежи, которые без труда расстреливаются артиллерией и из мушкетов. Свежая кавалерия, вовремя введенная в схватку, способна переломить чашу весов и ворваться на плечах улепетывающего врага прямо во порядки вражеской артиллерии или пехоты. Драгуны беспокоящим огнем с флангов способны "прижать к земле" пехоту противника, а бронированные пикинеры дойдут в рукопашную и домолотят части с потерянным командованием...
В целом, со стороны "1644" неплохо выглядит; и даже одинокая фигурка Генерала, переезжающая от потрясенной бригады к бригаде, восстанавливающая командование, и изображающая самого генерала и его свиту (от 30 до 40 человек - это заявленный масштаб "1644") смотрится к месту на фоне этих самых бригад из 10-30 пикенеров и 10-24 мушкетеров и кавалерийских полков из 6-16 фигурок (1000-1500 человек в пехоте и 400-600 в конном полку). Существуют переделки "1644" под "Оплот Веры" (Пикет) - на базы 40х40мм (пластиковые подставки Games Workshop), для тех, кто, как и автор этого обзора, жадно желает играть в несколько варгеймов сразу :)
Великолепные оттестированные правила на кампанию позволят вам проводить многомесячные осады, хитрые обходные маневры, рассылать против обходящего фланг противника патрули и вступать во встречные сражения. Мастера игры будут приятно удивлены наличием "автокалькулятора", позволяющего, в случае неявки нерадивого игрока, рассчитать исход битвы или осады самостоятельно.
Вобщем, "1644" можно назвать удобным, в меру реалистичным варгеймом в масштабе 25мм для начинающих и опытных игроков, рассчитанным на 2-3 часа игры и 100-150 моделей в армии, что является общеевропейским стандартом на данный момент. Тех же, кто предпочитает вести огромные сражения, я отсылаю к таким же простым правилам Рика Пристли "Warmaster" или - к DBR, ввиду того факта, что сейчас происходит триумфальный расцвет 10-15мм миниатюры, установленной на базы-подставки.
На фоне "варгеймов для подростков" (в первую очередь - WFB и W40k), "1644" вообще великолепен, не уступая в динамичности последнему и затмевая первый, тем, кто имеет в своей коллекции 20мм или 25-28мм фигурки я настоятельно советую забыть про "казуальные" Эпоху Битв и Warhammer Historical и внимательно ознакомиться с "1644". Вы не будете разочарованы! Ведь эту игру делали по-настоящему увлеченные варгеймингом люди!
Полные данные книги (для заказа на www.wargamesfoudry.com www.amason.com или www.e-bay.com):
1644 RULES FOR BATTLES OF THE ENGLISH CIVIL WAR: Rules for Battles of the, English Civil War, Thirty Years War, European Conflicts of the 17th Century by Rick Priestley