Делаем повозку «народов моря».
Дата: 06/10/2010
Тема: Мастерская. Статьи.


    Недавно камрад Ленивый_Ёжик показал в Галерее фотографию изготовленной им повозки с плетёными бортами для "народов моря". Работа вызвала интерес и коллеги по хобби попросили Александра описать процесс её изготовления "пошагово". И сегодня мы с удовольствием публикуем эту мини-статью:

    "...Недавно я собрался сваять небольшую диораму на тему противостояния Египта и «народов моря». Сделать просто сценку махалова между n-цатью египтянями и пелесет показалось скучным. Было решено добавить «технику» - либо придать первым колесницу, либо вторым – повозку. В конце концов, я остановился на втором варианте, хоть это и означало делать всё с нуля. Но тем и интереснее, не правда ли?.." - А. Якимов aka Ленивый_Ёжик



Делаем повозку «народов моря»

Автор: Александр Якимов aka Ленивый_Ёжик. 

    Вначале немного предыстории. Недавно я собрался сваять небольшую диораму на тему противостояния Египта и «народов моря». Сделать просто сценку махалова между n-цатью египтянями и пелесет показалось скучным. Было решено добавить «технику» - либо придать первым колесницу, либо вторым – повозку. В конце концов, я остановился на втором варианте, хоть это и означало делать всё с нуля. Но тем и интереснее, не правда ли?

    Из Интернета и из Оспрея/Нового Солдата в качестве источника вдохновения были взяты прорисовки рельефов храма Рамзеса III в Мединет-Абу, повествующих о победе фараона над «народами моря». Вроде такого (рисунок 1).


Рисунок 1.

    Идея же плетёных бортов была навеяна рисунком МакБрайда сами-знаете-откуда.

     Материалы, которые были использованы в работе (фото 1).


Фото 1.

    Сразу сознаюсь – фото сделано постфактум, так как в ходе работы я ещё не знал, что из чего сделаю, всё подбиралось в процессе.

     Работа над повозкой чётко поделилась на несколько этапов.


    Этап первый, самый незамысловатый – изготовление низа повозки. Поскольку чертежей, которым бы надлежало неукоснительно следовать, нет (кто бы сомневался), всё придумывается на ходу. Кстати, поэтому и конкретных размеров я давать не буду – зачем сковывать творчество миллиметрами, тем более, на тех же рельефах изображены повозки разного размера.

    Основа вырезается из стенки спичечного коробка, только не картонного, а деревянного. Правда, не знаю, выпускаются ли такие сейчас – брал из старых запасов. На эту основу приклеиваются ось и несущие брусья, в девичестве – обычные спички (фото 2).


Фото 2.

    Периметр усиливается спичками, расщеплёнными вдоль (фото 3). В принципе, если изыски не нужны, то нижнюю часть можно просто сделать из тонкой деревянной линейки.


Фото 3.

    Затем, вклеиваем под углом зубочистку со срезанными концами, пардон – дышло и обматываем место соединения ниткой на клею – так, для антуража. Теперь ответственная часть – тонким сверлом (в моём случае - диаметром 1мм) делаются отверстия под прутья по периметру повозки. Заодно, на этом же этапе доводится до ума ось – сверлом потоньше делаем отверстия под чеки и скругляем её.

    Первый этап завершён (фото 4).


Фото 4.


    Второй этап – плетёнка.

    Теперь самое интересное. С основой для плетения проблем никаких не возникло – нарезал миллиметровой проволоки и вставил в просверленные отверстия (фото 5). Кстати, вот для чего дополнительно укреплялись края: если этим пренебречь, проволочные прутья будут шататься и вываливаться.


Фото 5.

     А вот тут я задумался: а из чего, собственно, плести? Нарезать из чего-нибудь узких полосок – для 72го масштаба не пойдёт, выйдет грубовато, да и резать замучаешься. У нитки даже после покраски фактура видна будет, леска тоже не подарок… Уже после завершения работы, во время демонстрации готовой тележки, знакомый моделист посоветовал тянутый литник. Но даже если бы этот совет и не запоздал, не знаю, последовал бы я ему: тут тоже навык нужен. В общем, я понял, что и плести придётся из проволоки, благо в моих закромах была и достаточно тонкая – 0,4мм или около того. Не буду описывать дальнейших творческих мучений, когда решался вечный вопрос «каким макаром?», и так, наверное, надоел, просто читайте дальше.

    1) Берётся тонкая проволока.

    2) Берётся гвоздь, чуть потолще, чем прутья основы.

    3) Проволоку наматываем на гвоздь и снимаем, получается пружинка (фото 6 слева).


Фото 6.

    4) Пружинку слегка растягиваем и плющим, допустим, линейкой. Получается что? Кто сказал «волнистая фиговина»? Вовочка, выйди из класса! Получается синусоида (фото 6 справа).

    5) Теперь эту фиг… э… синусоиду мы аккуратно надеваем на вертикальные прутья, слегка подтягиваем и отрезаем торчащие концы.

    6) И так  примерно 90 раз. Один борт, другой борт, передняя часть, и опять… Впрочем, это не так страшно, как кажется, главное не забывать чередовать.

    7) В итоге получается вот что (фото 7).


Фото 7.

    Крупный план (фото 8).


Фото 8.


 
    Третий этап – колёса.

    Теперь можно слегка расслабиться: колёса, как и дно повозки, можно делать из чего угодно. Можно отпилить от круглой палочки или вырезать из того, что есть под рукой. У меня под рукой оказалась ненужная упаковка, сделанная из тонкого прозрачного пластика. С помощью пробойника я наделал кругляшей, склеил их по два, чтобы у колёс была нормальная толщина, и просверлил по центру. Потом шилом процарапал-обозначил стыки и приклеил полоски пластика, изображающие скрепляющие планки (фото 9).


Фото 9.

    В сборе (фото 10). Уже можно показывать друзьям.


Фото 10.


    Этап последний – покраска.

    Показали маленькое чудо друзьям? Хорошо, теперь колёса снимаем: красить лучше по отдельности. Тут уже описывать не буду – каждый красит как знает, хотя, кое-что отмечу. Во-первых, грунтовать проволочную плетёнку нужно ОЧЕНЬ тщательно, так как непрогрунтованные участки будут проявлять себя весёлым блеском. Во-вторых, даже если вы обычно не пользуетесь при высветлениях методом «сухой кисти», сейчас самое время, я бы даже сказал, идеальный случай.


    Этап совсем последний – окончательная сборка.

    Надеваем колёса и ставим чеки. Всё (фото 11).


Фото 11.

    Конечно, по-хорошему, нужно было бы сделать ещё ярмо и запрячь в повозку пару быков, но с крупным рогатым скотом в масштабе 1:72 у меня пока никак. Положил глаз на наборы Pegasus’а, но пока их не раздобыл, повозка останется без тягловой силы.

 

    Заключение.

    Не скажу, что сделать всё это так просто, но и не очень сложно. Самая нудная часть работы – накручивать почти сотню пружинок, чтобы сделать из них волнистые фиг… ну вы поняли.


    Успехов!

  

 

 







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=700