Звезда 8036. «Французские рыцари XV в.»
Дата: 23/05/2005
Тема: Миниатюры 1:72. Средневековье XIV-XVв.


Обзор набора от нашего нового автора Владимира Григорьева (Warrior). Впервые данный обзор был опубликован на сайте www.smallsoldiers.ru, который ведёт Владимир. Сканы литников набора для обзора сделаны коллегой Lunerwolf'ом, фотография бэка коробки - Fedor.

     Историчность.

     Едва я взглянул на иллюстрацию на коробке набора, как меня сразу же посетило чувство «дежа вю». При ближайшем ознакомлении с содержимым коробки чувство это переросло в твердую уверенность, что ряд фигурок и их изображения мною уже были видены и не один раз. Вспомнить где труда не составило, благо я постоянно работаю с книгами, картинки из которых и были использованы для создания солдатиков набора.
     Если вы откроете издания «Armies of medieval Burgundy, 1364-1477» Николаса Майкла и Джеральда Эмблтона и «Энциклопедию вооружения и военного костюма. Средние века» Лилианы и Фреда Функена [1, планшеты F, G, 2, с.85], то увидите, что четыре фигурки из набора (рыцарь с молотом, легкий кавалерист с алебардой «воловий язык» и, особенно, оруженосец со знаменосцем) являются практически стопроцентной копией солдатиков на иллюстрациях в этих книгах. В этом не было бы ничего плохого, если бы прототипы вышеназванных фигурок не были бы бургундцами – представителями государства, которое являлось злейшим врагом Франции в 15 веке!

     Сложно объяснить столь странный выбор художников и скульпторов фирмы «Звезда». Использовав изображения бургундцев за основу для своих фигурок, они тем самым нанесли серьезный удар по историчности данного набора. Ведь авторы книг, откуда были взяты эти изображения, провели серьезную работу по их реконструкции, основываясь на бургундских источниках, следовательно, и вышеназванные французские рыцари из набора «Звезды» являются по своей сути бургундцами. Решение скопировать бургундских солдат тем более непонятно, что сейчас имеется достаточно литературы про военную организацию Франции в 15 веке, в том числе и на русском языке [3, 4].
     Да и еще. Я надеюсь, что, прежде чем запустить набор в производство, фирма «Звезда» получила все необходимые в таких случаях разрешения от издательств «Osprey» и «АСТ», Джеральда Эмблтона и Фреда Функена.
      Окинув набор первым взглядом, перейдем к его более подробному разбору.
     В-целом набор оставляет очень хорошее впечатление с точки зрения его историчности. Прежде всего, следует отметить стремление не ограничиваться одной рыцарской кавалерией, а максимально представить все существовавшие тогда типы конницы, особенно забываемых другими производителями, но присутствовавших на полях сражений 15 века конных арбалетчиков, оруженосцев и кавалеристов, стреляющих из ручниц. Но стремление – это одно, а результат – другое.
     Стрелок из ручницы, на мой взгляд, является самым неисторичным солдатиком. Судя по изобразительным источникам и археологическим находкам, конные стрелки использовали совершенно другой тип ручницы, т.н. «скопитус». Его носили на ремне вокруг шеи (ремень продевался в кольцо на конце ложи) и перед выстрелом клали на вилку, которая упиралась в переднюю луку седла [5, c.319, 2, c.65], чтобы она поглотила часть отдачи. Представленный же в наборе стрелок держит свою ручницу таким образом, что рискует быть выбитым отдачей из седла.
     Экипировка кавалеристов вполне вписывается в рамки заявленного хронологического периода. Ряд элементов экипировки выглядит просто здорово с исторической точки зрения. Наконец-то появились рыцарские копья нормальной длины и толщины. Наконец-то на плече рыцаря висит нормальная кавалерийская павеза 15 века, а его рука сжимает кавалерийский меч. В кои то веки знамя сделано в нужном масштабе.
     Но и мелких недочетов в экипировке солдатиков предостаточно. Так, наличие шарфов и перьев на шлемах ряда всадников более чем спорно, поскольку такие украшения были характерны для южной Германии, Швейцарии и Бургундии [1, 6, 7]. Крест святого Андрея на груди кавалериста с алебардой «воловий язык» вообще является вопиющей ошибкой, поскольку этот крест был официальным символом герцогства Бургундского, тогда как официальным символом во Франции был прямой белый крест. Кираса рыцаря с молотом имеет странную форму в передней части.
    Экипировка лошадей – еще одна сильная сторона набора. Мало кто из производителей уделяет внимание конскому доспеху, а про столь исторично сделанные седла и поводья и говорить не приходится. Но и здесь не обошлось без недостатков. Так, странно выглядит сочетание нагрудника и попоны на крупе лошади. Я просмотрел все изобразительные источники в десятке книг издательства «Osprey» на позднесредневековую тематику, но ни на одном из них не встретил такое сочетание. Лошади либо одеты целиком в попоны, либо целиком в доспехи, либо вообще ничем не покрыты.
     Сами конские доспехи выглядят узнаваемо, а наголовники и кожаный нагрудник – просто здорово. Но вот сочетание нагрудника и наголовника весьма странно. Опять-таки, изображенные на миниатюрах лошади либо защищены полным бардом, либо имеют только наголовник.
     Одним словом, набор стремится быть максимально историчным. Но, наряду с рядом неоспоримых достоинств, он обладает и рядом серьезных недостатков, значительная часть которых является следствием его смешанного франко-бургундского «происхождения».
     Историчность: 8,0


"Ординарный" литник (3 экземпляра в наборе)


     Техническое исполнение

     Набор очень качественно изготовлен. Он полностью лишен дефектов литья: облой отсутствует, как и бортик по линии соприкосновения пресс-форм. Тщательно пролиты многочисленные мелкие детали: мечи, шлемы, арбалеты и их зарядные устройства. Отличная идея – изготавливать сменное оружие и крепить к седлу сменные элементы экипировки. Тем более что все это снаряжение вставляется на место безо всяких усилий. Чего не скажешь о самих кавалеристах. Штырьки на ногах, которые по мысли производителя, должны были помочь зафиксировать всадника в седле, только мешаются. Практически нереально одновременно вставить оба штырька в предназначенные им дырки, поскольку один из них обязательно погнется и в итоге отвалится.
     Но штырьки можно удалить, а вот как удалить странный выступ полукруглой формы, выпирающий, пардон, из того места, на котором кавалеристы сидят. Судя по задумке производителя, этот выступ является верхней частью задней луки седла. Идея сделать седло таким образом более чем странная, поскольку верх и низ задней луки все равно стыкуются плохо, а нелепый выступ делает кавалеристов мало пригодными для конверсий.
     Кроме того, есть у набора и некоторые недостатки литья. Пластмасса довольно твердая, и это, видимо, стало той причиной, что ряд деталей пролит нечетко. Особенно это касается доспехов на руках и ногах. Подчас без схемы окраски трудно определить, что надето у кавалериста. Заклепки на бригандинах стрелков сделаны отлично, а вот заклепки на бригандине знаменосца почти не видны. Стальные нагрудники лошадей пролиты просто топорно.
     Набор упакован коробку чуть большего размера, чем стандартная «тара» для солдатиков в масштабе 1/72 от «Звезды». Иллюстрация на передней части традиционно выполнена очень качественно и вполне могла бы послужить в качестве схемы раскраски, если бы не ряд мелких ошибок. Так, рыцарь с копьем наперевес имеет на накидке и на флажке копья герб Бертрана дю Геклена, умершего в 1390 году, т.е. в конце 14 века, а не в 15 веке. На шлеме рыцаря с молотом, как и на наголовнике его коня видны синие и белые перья, упоминаемые в бургундском ордонансе от 31 июля 1471 года в качестве обязательного элемента рыцарской экипировки [1, с.11].
     На задней стороне коробки помещена стандартная схема окраски солдатиков. И здесь не обошлось без ошибок. Так, дуга арбалета конного стрелка покрашена под сталь, хотя в обстоятельном исследовании Ю.Шокарева доказано, что при помощи «козьей ноги» (того устройства, что имеется у стрелка из набора) арбалет с такой дугой нельзя было взвести [8, сс.109-123]. Ряд кавалеристов носят сине-белые шарфы на шлемах, тогда как синий и белый являлись официальными цветами Бургундии.
     Качество поз довольно неплохое. Все фигурки кавалеристов выглядят вполне естественно. Особенно удачным получились оруженосец и рыцарь с мечом. Но цельного впечатления набор, тем не менее, не производит. И виной тому лошади. Они выполнены так, как будто они идут в бой шагом. В их движениях не ощущается динамики, в то время как движения кавалеристов, особенно рыцарей, очень динамичны.
     Детализация набора оставляет самое лучшее впечатление. Тщательно проработано множество мелких деталей. Про заряжающие устройства для арбалетов я уже говорил, добавлю, что сами арбалеты сделаны крайне скрупулезно. Отлично выглядят мечи и их рукояти. Наконец-то мы увидели кожаные ремни, которые поддерживают плакарт (у знаменосца), крепят набедренники и соединяют верхние и нижние половинки кирас (у рыцарей).
     Но наряду со столь тщательной проработкой отдельных элементов экипировки встречаются подчас странные детали. Так, знаменосец, судя по позе лошади, находится в движении, но его знамя, которое должно развеваться параллельно ходу коня, развевается перпендикулярно, как если бы кавалерист стоял на месте. То же самое можно сказать и про флажок на копье оруженосца.
     После окраски набор приобрел дополнительный объем, и фигурки стали похожими на солдатиков из игр, подобных Warhammer-у.
     Техническое исполнение: 8,0


"Командный" литник (в наборе 1 экземпляр).


     Разнообразие

     Количество поз является просто великолепным. Соотношение 9 поз на 19 фигурок говорит само за себя. Более того, тщательно продумано количество фигурок каждой позы. В наборе имеется один знаменосец (а зачем больше?), один трубач, один оруженосец, один командир и по три кавалериста остальных типов. Про сменное оружие для конных стрелков я уже сказал хорошие слова.
     Разнообразие: 10,0


     Актуальность

     Средневековью (в том числе и позднему) грех жаловаться на отсутствие внимания со стороны производителей миниатюр в масштабе 1/72. Все крупные фирмы успели отметиться наборами, посвященными этому периоду истории человечества. Тем не менее, набор фирмы «Звезда» не потеряется среди прочих. В его пользу говорит большое количество типов представленных в нем фигурок. Оруженосец, трубач, конный арбалетчик, легкий кавалерист – так ли часто эти солдатики попадались нам ранее? По сути, этот набор позволяет нам полностью реконструировать рыцарское «копье» 15 века, и это заслуживает большой похвалы.
     Но вот с реконструкцией кавалерии французской армии не все так просто. Мы уже установили, что ряд солдатиков имеют бургундские корни, и ряд элементов их экипировки явно не французского происхождения. Таких «лишних» фигурок в наборе – 11 штук. Остальные 8 кавалеристов не смогут в полной мере представить французскую конницу на полях сражений.

     Настало время подвести итог. Рецензия получилась довольно большой, и это неудивительно – мы рассмотрели очень противоречивый набор. Он обладает рядом неоспоримых достоинств, которые ставят новые стандарты для миниатюры в масштабе 1/72. Но у этого набора есть ровно столько же вопиющих недостатков, на которые нельзя закрывать глаза. По сути, определяющим как для итогового рейтинга, так и для рейтингов в категориях «историчность», «актуальность» и «техническое исполнение» становится историческое соответствие содержимого набора его названию. И, чтобы быть максимально объективным, я позволю себе в заключение привести две цитаты из анонсов данного набора, которые, по сути, являются оговорками по Фрейду: «…набор закованных в броню рыцарей позволит… разыгрывать сюжеты Столетней войны, Крестовых походов, войн Алой и Белой розы и т.п.» (официальный сайт фирмы «Звезда») и «…19 фигурок западноевропейских рыцарей XV века… эти… всадники участвовали в Грюнвальдском сражении, битвах завершающего этапа Столетней войны, войне Алой и Белой роз в Англии» (сайт игровой системы «Эпоха битв»).
     Актуальность: 8,5


     Доступность - высокая


     Итог.

     Историчность: 8,0
     Техническое исполнение: 8,0
     Разнообразие: 10,0
     Актуальность: 8,5
     Итого: 8,75
__________________

1. N.Michael, G.Embleton «Armies of medieval Burgundy, 1364-1477»
2. Л.Функен, Ф.Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века»
3. Д.Николле, А.МакБрайд «Французская армия в Столетней войне»
4. D.Nicolle, R.Hook «Fornovo 1495. France’s bloody fighting retreat»
5. В.Бехайм «Энциклопедия оружия»
6. D.Miller, G.Embleton «The Swiss at war, 1300-1500»
7. C.Gravett, A.McBride «German medieval armies, 1300-1500»
8. Шокарев Ю.В. «История оружия. Луки и арбалеты»




    Комментарий «ГлавВреда».
     Хотел бы отметить, что хотя разнообразие фигур действительно отличнейшее, но "в традициях сайта" всё-таки ставить в обзорах за разнообразие 10 только в случаях, когда в наборе вообще не повторяются позы всадников (коней - "позволительно"), как например в наборах "Ориона" и "Стрельца". Поэтому я бы лично выставил за разнообразие 9 или, может быть, даже 9,5, но всё-таки не 10.
     Что касается историчности набора, то думаю, что мы ещё станем свидетелями серьёзных баталий на этот счёт. Во всяком случае, на форуме уже высказывалось мнение, что у двух основных фигур рыцарей шлемы на два совершенно разных периода: начало и конец 15 века, соответственно, и что мода не носить щита, по словам коллеги Еромина, распространилась к концу 15 века в том время как рыцарь без щита в шлеме на начало 15-го. Кстати, опять же по словам коллег с форума, бургундский косой крест по проихождению отношения к Андреевскому косому кресту не имеет, хотя визуально и выглядит также. -Pipeman



Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=75