Марафон, Делий и Фарсал. Три отчёта по «Lost Battles».
Дата: 16/11/2011
Тема: Настольные игры.


    Переносим с форума три отчёта камрада Franky по играм, проведённым по правилам Филиппа Сабина «Lost Battles». Отчёты с элементами обзора.

    "..Благодаря Владиславу Зипунову и Илье Литсиосу, приобщился наконец к игре «Lost Battles». Вообще, правила существуют довольно давно, и не только для картонно-фишечного варианта, но и для миниатюр, но нам удалось опробовать последнее, делюксовое издание игры.
    К встрече я, естественно, готовился, прочитав предварительно правила, но ожидал игры с тревогой: большая часть правил – это описание условий применения различных модификаторов, и всевозможные исключения. К счастью, Владислав почти наизусть помнил большую часть правил и охотно объяснял важные тонкости игры.
    За игровую сессию (что-то около 4 часов, не считая обеда и чая, сопровождаемых беседами) мы успели отыграть целых три сценария..." - Franky.

 



 Три отчёта по «Lost Battles».

автор статьи: Franky

    Благодаря Владиславу Зипунову и Илье Литсиосу, приобщился наконец к игре Lost Battles (Ред.: см. также здесь). Вообще, правила существуют довольно давно, и не только для картонно-фишечного варианта, но и для миниатюр, но нам удалось опробовать последнее, делюксовое издание игры. 

    К встрече я, естественно, готовился, прочитав предварительно правила, но ожидал игры с тревогой: большая часть правил – это описание условий применения различных модификаторов, и всевозможные исключения. К счастью, Владислав почти наизусть помнил большую часть правил и охотно объяснял важные тонкости игры.
    За игровую сессию (что-то около 4 часов, не считая обеда и чая, сопровождаемых беседами) мы успели отыграть целых три сценария.

 

Часть первая. Марафон.

    Начать решили чего-то простого. Очень подошёл сценарий Марафонская битва: ровное поле боя практически без элементов ландшафта, минимальное разнообразие войск (у греков – только гоплиты, у персов подавляющее большинство - лучники). Владислав сел играть за персов, мне достались греки. 


Начальная диспозиция

    Особо мудрить я не стал – развёл по одному отряду на фланги, чтобы прикрыть их от пехоты персов, а основные войска двинул в три центральные области поля. Цель я поставил себе достаточно простую – идти вперёд и атаковать.

    Владислав двинул всю группу войск на левом фланге и один отряд прикрытия на правом. Центр почему-то тоже остался с небольшим прикрытием, хотя он являлся ключевой зоной – при захвате его противником мораль армии падает быстрее, чем обычно.

    Мой левый фланг сбил вражеское прикрытие и продвинулся вперёд.

     Центр тоже захвачен. Конец моей фазы 2 хода. Надо сказать, что гоплиты – очень отчаянные, но неустойчивые товарищи. Например, некоторые результаты атаки предусматривают возможность нанести противнику дополнительный хит, нанося одновременно хит своему атакующему отряду. Так вот, если для обычной тяжёлой пехоты это опциональное правило, то для гоплитов обязательное. Кроме того, у них есть несколько дополнительных модификаторов (у нас большинство атак шло с модификатором +3). Как результат – большая часть атак бывает успешна, и битвы с участием гоплитов достаточно скоротечны. 


    Ход 2, фаза персов.
    Владислав атакует и уничтожает своей конницей мой одинокий отряд гоплитов на левом фланге. Теперь у кавалерии есть возможность выхода в тыл и даже захвата моей ключевой зоны. Но если мне эта возможность только лишь грозит, то персы уже потеряли свою ключевую область и потеря каждого из отрядов грозит привести к бегству всей армии. Захватив мою ключевую область, персы улучшат моральное ссостояние своей армии, и кроме того, будут получать дополнительный бонус за атаку моего центрального отряда с фронта и тыла одновременно.

    В игре важную, можно сказать, решающую роль играет мораль отрядов и армии в целом. Каждый раз, когда один из отрядов разбит, все части армии проходят проверку на мораль. На неё влияет много факторов – удалённость от разбитого отряда, наличие полководцев, соседство с войсками противника захват и потеря зон поля боя. Не обошлось без кубика – он даёт основу (от 1 до 3), к которому и применяются все модификаторы. Бросок 3 позволяет армии устоять даже в непростой ситуации, а вот единица грозит бегством всего войска, даже когда, казалось бы, никакого серьёзного повода для этого ещё и нет. 

    Мой наиболее мощный отряд (с командиром, на правом фланге) провёл удачную атаку, уничтожив часть вражеских отрядов. При проверки морали персы выбросили «1» и их армия рассыпалась, как карточный домик: Сначала сбежали все части из атакованной области, полководец, оставшийся один в области, тоже автоматически сбегает, Ну а после этого все остальные отряды получают штраф -2 к проверке морали (за разбитые 4 отряда и полководца). Единственный выживший отряд персов – кавалерия – был слишком далеко от событий и не поддался общей панике. Но что такое один отряд против целой армии? Греки вновь послали быстроногого воина сообщить афинянам о своей победе.

******

Часть вторая. Делий.

    Для второй игры мы выбрали сценарий посложнее, битву при Делии: тут и холм, и река со специальными правилами. И правила, надо сказать, непростые. Например, гоплиты получают за холм два модификатора: один +1, другой -1, итого ноль. Правило об атаке в реку и из реки тоже вызвало вопросы. 

    Я играл за белых (беотийцев). Моя задача была удержать холм. Никакого особого плана у меня не было – я собирался стоять на холме и отбивать атаки. 

    Мои войска выстроились в единую линию. Красиво. 

    Фаза чёрных (афинян). Владислав двигает вперёд свой мощный центр и правый фланг. Левый фланг остаётся на месте, отчасти потому, что он более слабый, отчасти – чтобы выманить с холма мой мощный правый фланг. 

    Задумка чёрных удалась – мои войска с холма выдвинулись вперёд. Это рискованно. С одной стороны, у меня есть шанс сломить слабый фланг чёрных, с другой – если Владислав разобьет мой слабый центр, выдвинувшийся фланг может оказаться в шаге от окружения. Более того, чёрные смогут навалиться по желанию или на правый или на левый фланг.
    К счастью, у меня очень хорошо идут дела на правом фланге – все 5 отрядов чёрных получают хиты от моих атак. На силу атаки это не влияет, но при проверке морали даёт отрицательный модификатор. 

    Ход 2, фаза афинян
    Чёрным почти удаётся уничтожить мою кавалерию на левом фланге. Хит получает и конница справа. Но пехотным отрядам Владислава не удаётся добиться решительного результата: мои войска в центре и слева получают по паре хитов, а сильный правый фланг и вовсе остаётся невредим. Если это ещё и не заявка на победу, то, по крайней мере, определённая гарантия, что не вся армия «схлопнется» и побежит с поля боя. 

   Ход 3, фаза афинян.
    Моя фаза была неудачной – сильный правый фланг нанёс противнику только один хит, на остальных направлениях тоже нет решительного успеха. О кавалерии и говорить не приходится, хотя вероятность получения хитов у неё гораздо выше, чем у пехоты (надо выкинуть «7» на кубиках, а для пехоты – «9»).
    Впрочем, и афинянам в свою очередь тоже не везло: мою кавалерию они добить не смогли, и хотя разбили мой левый фланг, но к бегству армии это не привело. Более того, увлекшись преследованием, чёрные совершили ошибку – оставили пустым свою боевую зону (ключевую!). Этим не преминула воспользоваться моя выжившая кавалерия – она заехала туда, резко понизив мораль вражеской армии.
    После этого свою роль сыграл мой мощный правый фланг – вынес пару противостоящих отрядов. Проверка морали, бросок «1» - остатки врага на правом фланге разбежались, после чего рухнул и центр, получивший отрицательный модификатор за прилегающего с двух сторон противника. Войска на левом фланге тоже сбежали – очередной коллапс античной армии.
    Реальная история вновь торжествует!

    Ситуация та же, что и на предыдущем фото, но здесь видны дорожки ходов и очков боевой эффективности, которые являются главным ресурсом в игре. За них даются очки активизации, а при уничтожении отрядов боевая эффективность армии падает.

******

Часть третья. Фарсал.

    Отчаявшийся выбросить при проверке морали что-то отличное от единички, Владислав уступил место Илье. На этот раз решили сыграть что-то более продолжительное и взяли не греков, а римлян, легионы которых гораздо устойчивее в бою.
    Мне достался Помпей Великий. Величие его осталось, очевидно, в прошлом, поскольку в игре он полководец 2-го уровня, как и Марк Антоний. У Цезаря, к слову, 4-й уровень. За этих двух полководцев и взялся сыграть Илья. 

    Ситуация, как видим, почти равная. Резервного отряда легионеров, которые отразили атаку помпеянской конницы в реальности, здесь нет. Но преимущество Помпея не выглядит значительным: легионеров поровну, по 15 штук, причём у Цезаря все – ветераны в бою это бонусов не даёт, но важно при проверке морали. Против двух отрядов ветеранской конницы Цезаря у Помпея есть два отряда обычной конницы и два отряда новичков. Учитывая серьёзные бонусы Цезаря (высокая вероятность отмены хитов, влияние на мораль в соседних областях, удвоенный боевой модификатор), скорее, преимущество именно у него. Впрочем, для победы нужны не только талант, но зачастую и удача. 

    Ход 2, конец фазы Цезаря.
    Ситуация отличается от сражений греков – хитов нанесено не так уж и много (отряды, атакующие неослабленных легионеров, имеют отрицательный бонус), три хита в центре Илье удаётся нанести только ценой двух хитов собственным легионам. 

    Ход 2, конец фазы Помпея.
    В этот момент удача улыбнулась мне дважды: во-первых, я уничтожил кавалерию Цезаря, и моя конница получила возможность выйти в тыл его легионам (как и было в реальности). Во-вторых, я нанёс войскам под непосредственным руководством Цезаря два хита, которые Илья с подсказки Владислава решил отменить. Процедура проста, бросается два кубика, на 8-12 хит отменён, но на 2-3 полководец погибает. Первый раз Илья выбросил 4, во второй раз 3. Цезарь погиб в начале сражения от случайного пилума, пытаясь воодушевить свои легионы, понесшие первые потери. Эти два события – прорыв помпеянской конницы и гибель Цезаря по-отдельности тяжелы, но не смертельны. Однако вместе это уже почти поражение. Тем не менее Илья продолжил сражаться.

    Ход 3, конец фазы Помпея. 
    В следующий ход Илья пытался нанести мне потери, но решительного успеха не добился нигде. Моя конница зашла в тыл легионерам Цезаря, но в атаках я тоже добился немногого, в центре из трёх ослабленных отрядов уничтожил только один, Илья бросил 6 на проверку морали и его армия устояла.

    Ход 5.

    На следующий ход правый фланг цезарианцев не выдержал совместной атаки моей пехоты и кавалерии. За ним сбежал и слабый центр, держались только легионы Марка Антония. Моя атака нанесла им один или два хита и Илья снова вспомнил про возможность отмены хитов. Бросок – «2». Марк Антоний не в силах вынести уже очевидного поражения, бросается в гущу врагов и гибнет. Оставшиеся легионы узурпатора и врага Республики сдаются на милость отца народов и спасителя Отечества, Помпея Великого. На радостях Помпей решает усыновить одного из своих верных сторонников, Брута…

******

    Вот такая получается система. Похожа на систему с положительной обратной связью, когда отклонение от точки равновесия провоцирует ещё большее отклонение. А ещё напоминает бокс, где каждый спортсмен пытается расшатать оборону другого, чтобы тот итоге посыпался. Вот только когда надо держаться через «немогу», когда надо приберечь силы, а когда вложиться до последнего, в боксе решают спортсмен и тренер, а здесь кубик. Мне кажется, здесь можно было бы ввести какие-то возможности влияния на результат броска. Например, добавление модификатора за счёт очков активации или каких-то других ресурсов или фиксированный модификатор, привязанный к номеру хода (чем дольше идёт битва, тем менее устойчивыми становятся армии).

    Тем не менее, система отторжения не вызывает. Играть в неё достаточно интересно, есть желание попробовать сыграть ещё, уже не просто наступая в лоб и пытаясь выиграть на кубиках, но и осуществляя хитрые маневры. Хочется понять, как можно обеспечить себе наиболее благоприятные модификаторы, раз уж нет возможности влиять на бросок кубика морали напрямую. И ещё хочется посмотреть, как выглядят бои римлян с карфагенянами и с Пирром (слоны, слоны!), македонской фаланги с персами, ну и войны Диадохов, разумеется.



Обсуждение этой статьи на форуме:

http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=11755





Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=763