«Battles of Westeros» глазами варгеймера.
Дата: 29/12/2012
Тема: Настольные игры.


    "Давно хотел написать этот обзор, но всё как-то не складывалось. Но недавно  начал Мартина перечитывать, да и наметилось написание обзоров по другим играм в «том же сегменте», и решил поднять   фотографии полугодичной давности и оформить свои впечатления об игре в виде небольшого обзора. Необходимость такого обзора, в принципе, не очевидна – игра вышла уже более двух лет назад, обзоров в Рунете в общем-то хватает. Однако, тут есть вот какой нюанс: существующие обзоры написаны в основном чистыми настольщиками, а не варгеймерами, соответственно, и взгляд  на игру там немного не с той колокольни, с какой мы привыкли оценивать движок и комплектацию..." - Pipeman.

 

 

 



«Battles of Westeros» глазами варгеймера.

Автор обзора: Pipeman
Автор фотографий: igorlitzke


Коробка, лицевая сторона. 

    Итак, приступим… Приобрёл я игру полтора года назад. Честно говоря, в тот момент мне хотелось прикупить что-нибудь из игр Ричарда Борга (давно собирался попробовать его линейку настольных игр) и перебирая варианты я выбрал тогда «BattleLore» (рассчитывая, что в «Command&Colors» я смогу играть используя поле и кубики из этой игры, а фигуры беря из своей коллекции 72-го масштаба).. Однако, в магазине меня расстроили тем, что «последняя коробка «BattleLore» продалась месяца полтора назад» (впоследствии я не раз жалел о таком невезении – ведь Fantasy Flight Games фактически уничтожила «BattleLore» после приобретения прав на неё – купить игру нормальным образом теперь невозможно)… Но продавец посоветовал мне «Battles of Westeros» от всё той же FFG как аналог – как в последствии выяснилось, он и сам видимо не очень хорошо понимал, в чём принципиальные различия этих игр.. На коробке, и правда, красовалась надпись «BattleLore ТМ» - однако, по сути это игра весьма сильно отличающаяся и от «BattleLore», и от классической «Command&Colors». Разработчиком этой игры по книгам Джорджа Мартина выступил Роберт Коуба и в его игровой модели значительно более сложный движок, другие многогранники (d8 вместо d6) с совсем другими вероятностями выпадения «цветных сторон», да и поле большее по размерам. Но, рассмотрим всё по порядку…


Коробка, оборотная сторона.

     Комплектация.

    Когда Вы берёте коробку с игрой в руки, то ощущаете приятную увесистость – игра преизрядно весит, ведь коробка весьма плотно набита  различными картонными девайсами и лишь на самом дне обнаружится более лёгкий пластик. Вот что входит в базовую комплектацию игры:
    - двусторонняя гексо-карта (на сторонах A и B гексы расположены различным образом, что позволяет развернуть карту как «вдоль» так и «поперёк);
    - изрядное количество вырубных гексов, позволяющих моделировать на поле реки, дороги, леса, холмы и деревни;
    - куча всяких дополнительных картонных маркеров – от дополнительных элементов на местности до жетонов приказов, пожара и т.д. и т.п.;
    - картонные же флаги для Старков и Ланнистеров;
    - пластиковые флакштоки-держатели для этих флагов;
    - более 130 пластиковых фигурок и подставки к ним;
    - карты: приказов, персонажей и типов войск;
    - многогранники d8.


Содержимое коробки: картон выше всяких похвал.

    Весь картон отличного качества (FFG вообще известен хорошим картоном), карты тоже вполне симпатично оформлены и приличного качества. К полиграфии никаких претензий нет – всё на уровне. Большой минус только в одном – никаких органайзеров производителями не предусмотрено, а при таком обилии различных жетонов и фишек хранить всё в куче просто невозможно.. Но, у любого варгеймера в заначке всегда найдётся несколько боксов с ячейками для хранения мелочёвки –  так что эту проблему я решил  своими силами..

  
Вырубные гексы с элементами местности.

    О фишках-фигурках хочется поговорить отдельно.  Фигурки поставляются отдельно от подставок, поэтому, если Вы решите приобрести игру, то Вам придётся потратить вечер на сборку. Хотя в теории фигурки должны с подставками соединяться и без клея, однозначно рекомендую сажать на клей – иначе фигурки будут выскакивать из пазов. «Супермомент» отлично подошёл  для этой цели. И, имхо, один вечер  это не так уж и много (хотя кому-то из «чистых настольщиков» это может и не понравиться)..


Фигурки. Старки и Ланнистеры.

    Вообще, тут надо обратить на совершенно различные подходы в вопросе к фигуркам игроков-настольщиков и варгеймеров (я имею в виду игроков в варгеймы с миниатюрами).. Первым (настольщикам) важно, чтобы фигурки были просты в сборке (а лучше вообще её не требовали) и одинаковы в каждом виде (чтобы лучше различать фигурки одного типа). Лучшим материалом фигур для настольщика будет тот, что не ломается и обеспечит максимальную живучесть фигур. Напротив, вторым (варгеймерам) важно, чтобы фигурки были красивы (по детализации, позам и т.д.), разнообразны (много поз) и  достоверны (правдоподобны в случае фэнтези, историчны в случае исторических миниатюр, а главное – в одном масштабе). Предпочтения в материале фигур у варгеймера  тоже иные: материал должен позволять высокую детализацию, легко обрабатываться и клеиться, «живучесть» материала тоже важна, но всё же она вторична..


На переднем плане фигура, покрашенная Ярославом Бобровым.

    Итак, что мы имеем в коробке? Фигурки из мягкого пластика, скорее всего  полиэтилена – то, что вполне подойдёт настольщику, но от чего поморщит нос варгмеймер… Фигурки неплохо детализированы для фишек, но имеют слишком «плоские позы» для нормальной игровой миниатюры. А самое главное размер пеших и конных фигур различен. Это удивляет больше всего – конечно, в традициях настольных игр не следить за масштабами – но разные масштабы вполне понятны, когда одна фишка отображает человека, а другая космический корабль, но когда в игре есть только пехота и конница, и запросто можно уложить всё в один масштаб и сделать игру фактически «с коллекционными миниатюрами», то выбор «разномасштабности» не понятен. Я проверял со своими фигурами 1:72 – даже они запросто помещаются в гексах, а родные миниатюры горазде мельче,  в чём же был смысл делать конницу в ращмере более мелком, чем пехота? Непонятно. L В заключение пара ещё общих слов о фигурах в игре: у каждой из сторон в базовой игре по четыре вида войск:  у Старков это конница, обычная пехота (с огромными секирами), лучники и псари с боевыми псами , у Ланнистеров это конница,   лучники, обычная пехота (с копьями) и тяжёлая пехота. Фигуры выполнены в светло-сером (почти белом) и красном пластике соответственно. Кроме этого у каждой стороны есть по пять фигур героев-командиров соответствующих персонажам книг Мартина, выполненных для обеих сторон в тёмно-сером материале. Детализация очень неплоха для фишек, но до современных стандартов варгеймерской миниатюры, имхо, несколько не дотягивают (если сравнивать с лучшими образцами, конечно).. Впрочем, на сайтах настольщиков авторы обзоров в основном были в восторге – но варгеймер, глядя на всё это «богатство» всерьёз задумается, а не заменить ли фигуры…


Карты: карты приказов, карты войск, карт героев.
 

    Игровая механика.

    В движке безусловно чувствуются «корни» от классических борговских игр – всё те же «красные», «синие» и «зелёные» отряды, всё те же карты, используемы для управления отрядами… Но борговская механика «творчески переработана» и как бы лучше выразиться… «всего стало очень много»…  При первом сравнении возникает устойчивое ощущение, что после «лаконизма мастера» имеешь дело с «многословьем графомана»…


Правила и книга сценариев, входящие в базовую версию игры.

    Сравните сами – в «Command&Colors», например, мы имеем для управления отрядами просто колоду карт… То, что  карты зачастую ограничивают манёвры отдельными частями поля (левый фланг, правый  фланг, центр) или ограничениями по типу-классу отрядов одновременно решает множество задач – одновременно  и подталкивает к более-менее равномерному использованию отрядов по всему игровому полю, и подталкивает к планированию операций на несколько ходов, и имитирует некоторый хаос в управлении армией..  А что же в «Battles of Westeros»? Здесь и традиционные карты (на которых по рой по два возможных действия, так  ещё и «тактический подвал) к которым теперь привязаны «жетоны приказа» (чтобы обозначить какие из героев отдали команды), и жетоны выбора (позволяющие отдать команды альтернативным образом), и на картах героев командиров есть особые свойства, влияющие на игру, да ещё двух типов – постоянные и одноразовые… Да ещё у каждого отряда есть флажок, который необходимо разворачивать, чтобы показать сходил уже отряд в этом «большом ходу» (раунде) или ещё нет… По первости от всего этого голова идёт кругом…


Вот так это выглядит на столе.

    Когда привыкаешь, то вроде  бы уже и «не всё так страшно», но… это совсем не тот лаконизм мастера, который присутствует в играх Борга… Собственно говоря, я могу предположить, отчего всё именно так видоизменилось:  вероятно, сначала ввели отдачу команд героями в «зоне командования» (для варгеймера в таком решении нет никакой особой новизны), что привело, во-первых, к введению жетонов приказа, которые ограничивают количество отданных команд героями, а во-вторых привело к тому, что часть отрядов стала вываливаться из зоны командования, что потребовало введения альтернативного управления через жетоны выбора… Всё это почти наверняка сдвинуло весь баланс и потребовалось как-то подтолкнуть игрока к достаточно равномерному использованию отрядов, для чего был выбран самый механистический из путей – сделать «большой ход» и отмечать поворотами флажков, какие отряды сходили, а какие нет… А поверх всего этого, чтобы добавить «рпг-шности» ещё и особые свойства героев наложили…

    Что ещё изменилось существенно? Вместо обычного кубика d6 появился d8, на котором число «зелёных» сторон 3, «синих» 2, а «красная» - одна. Это безусловно кардинально сдвинуло весь баланс между «лёгкими» и «тяжёлыми» - в играх Борга он держался исключительно на том, что «красные» (тяжёлые) кидают 4 кубика при атаке против 3 у «синих» (средних») и 2  у «зелёных» (лёгких). Зато, чем легче отряд , тем быстрее он передвигался.. Теперь же «красные» стали крайне сложно убиваемыми в сравнении с лёгкими. Есть ещё некоторое количество  мелочей-отличий  в нюансах, но это уже не так существенно… И главное ощущение всё то же, что «всего стало слишком много»… Даже для подсчёта победителя столько всего разного: счётчик морали, счётчик победных очков, учёт выполнения победных условий… как всё непросто в этой игре…


И ещё одна игра.

    Выше я сказал немало слов, которые вряд ли Вас порадовали… Но на самом деле в игре всё не так уж и плохо… Главный минус, конечно, в длительности игры – в первом сценарии, достаточно простом, нам не удалось уложиться даже в 4 часа, однако, позже «набив руку» стало получаться укладываться в 3-3,5 часа. Как ни странно, с флажками почти не путаешься (то чего я больше всего опасался). Всякие особые свойства героев, например, начинаешь более-менее эффективно использовать, пожалуй, игры с третьей-четвёртой, а вот «тактические подвалы» карт так  оставались почти неиспользуемыми – то свойства необходимые для отыгрыша не сходятся, то эффект не нужен в этот ход, то просто про него забудешь… Имеющийся явный дисбаланс между силой «тяжёлых» и слабостью «лёгких» типов войск нивелируется достаточно сбалансированными сценариями – то что «красные» обычно легко и безболезненно  уничтожают «зелёных» вовсе не приводит к успеху в игре – для победы главное выполнить задачи сценария, а при этом часто можно и половиной армии пожертвовать… Вообще, надо отметить, что на мой взгляд, особенностью геймплея игр по сценариям являются постоянные «качели» - как-то раньше я не сталкивался с играми, где столь быстро и часто военная удача перевешивает «весы» то в пользу одной стороны, то другой… в большинстве случаев исход игры был неясен буквально до последнего хода… При этом собственно тактическая составляющая оказывается нивелирована  - «рпг-шная» влияет, пожалуй больше: единственная игра (по седьмому сценарию), где мне удалось тотально разгромить противника (так что у него пали оба героя, а от всей армии остался один жалкий полуразгромленный отряд) к середине игры казалась мне практически проигранной – Володя-Warrior тогда тактически полностью переиграл меня в начале партии, раздёргал армию на части и частично разгромил – я уже собирался досрочно сдаться, но потом моя тяжёлая конница, ведомая Карстарком со свойством игнорирования одного попадания, наконец, завершила обход по флангу и удачное использование выпадавших жетонов с флажками (позволяющих развернуть флаг и сделать отряд вновь активным), накопленных карт с таким же свойством, а также спецсвойств героя и конницы позволило проведя по нескольку атак за ход-раунд буквально втоптать в грязь все войска Ланнистров… На мой взгляд, такой выигрыш ни разу не отражает реальных тактических действий, а скорее приводит к «сражению новогодних ёлок» – но тем не менее это довольно весело выглядит... Я отыграл все 10 сценариев базовой игры (некоторые по паре раз) и в общем-то получил немало удовольствия, хотя это не совсем то, во что я люблю играть.. У игры есть дополнения: купив их, вы приобретёте новые фигуры и новые сценарии (и кое-что ещё из гексов по-моему) - я не стал, всё-таки полгода играть в одну игру каждые 2 недели это уже не мало - в мире ещё много игр, в которые я бы хотел поиграть :), а времени так мало...

 

     Подведу итог. Это не самая простая настольная игра – если Вы хотите начать знакомство с линейкой игр Борга – то лучше начать с куда более простых в освоении и геймплее оригинальных борговских игр (тем более, что «Battles of Westeros» это лишь «троюродный племянник» этих игр). Однако, эта игра несомненно придётся по вкусу фанатам чрезвычайно популярной серии Джорджа Мартина, в сценариях они узнают сражения из книг, а «рпг-шные» особенности героев и их миниатюры добавят антуражности. Хороший картон и приемлимый для настолки  пластик добавят удовольствия от игры. Однако, Вам стоит приготовиться к тому, что на игру Вы будете тратить весь вечер – в среднем от 3,5 до 4,5 часов… и не столько продумывать тактические решения на поле боя, сколько комбинации с использованием спецсвойств героев и карт…







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=795