Немного C&C:Ancients зимним вечером.
Дата: 19/02/2018
Тема: Варгеймы. Хроники.


    Полторы недели назад отыграли первые уже полноценные игры моим комплектом ПнП для «Commands & Colors: Ancients». Как и обещал, подготовил небольшой фоторепортаж по проведённым играм. С описанием хода игр и, скажем так, "первых впечатлений от системы" (у меня довольно большой опыт в различных играх Борга, но «C&C: Ancients» играть начал только сейчас).



Немного C&C:Ancients зимним вечером.

Автор репортажа: Pipeman

    Как я уже написал выше, с играми Борга я знаком давно и плотно - много играл в "Memoir'44", ещё больше в "BattleLore-2", отыграл все базовые сценарии в  "BattleLore-1", некоторое количество партий сыграл в изданные "Звездой" "Samurai Battles" (и отложил их до лучших времён - эта игра "зашла" мне хуже всего), плюс пара игр в "BattleCry" и тройка в "Великую войну". "Довеском" ещё и игры в "двоюродного племянника" борговских игр - "Battles of Westeros" Коубы. Единственное, во что я не играл, это игры издававшиеся GMT - фишки и деревянные блоки это не мой выбор, мне милы игры с фигурками ;). Но теперь, когда я обзавёлся собственным комплектом "поле+гексы+карты+кубики", ничто не мешало мне начать играть и в «Commands & Colors: Ancients».

    Для первых игр был выбран сценарий "PEDUM - 358 BC" от Джима Дункана (взятый с сайта https://www.commandsandcolors.net/) . Это "неканонический" сценарий (в том смысле, что он не за авторством самого Ричарда Борга и, соответственно, не входил в изданные дополнения), тем не менее, он лучше всего подходил под имеющиеся у меня в наличии армии Республиканского Рима и кельтов, а также производил предварительное впечатление относительно "равных возможностей".

    На первом фото начальная расстановка. Сразу поясню, что в римском строю триарии - это "красная" тяжёлая пехота, принципы (в основном  синие щиты) это "синяя" средняя пехота, а гастаты (с красными щитами) выступают в роли "ауксилии" (хотя автором сценария, скорее всего подразумевались под ауксилией какие-нибудь союзники, наверно). Велиты, понятное дело, в роли лёгкой пехоты, а всадники - средняя конница. У кельтов всё запутанней - "смешанные" отряды, где есть хотя бы по 1 фигурке в кольчуге - это "варвары", отряды полуголых бойцов без шлемов с короткими копьями - это лёгкая пехота, а такие же, но в шлемах и с немного более длинными копьями - это ауксилия. Конница, понятное дело, средняя..

    Заранее извинюсь за состояние фигур на фото - кельтская конница в "недокрасе", а римляне в состоянии "перманентно-восстановительных" работ..

     Итак, как пишет в своих сценариях Борг - "The stage is set. The battle lines are drawn and you are in command. The rest is history." (с)

     Первый ход за галлами, за которых играл я. В лесу маячит римская конница, угрожающая моему лагерю - терпеть такое положение дел я не собирался и поэтому немедленно отыграл карту "Приказ двум отрядам слева" и атаковал конницу  варварами (воспользовавшись имеющейся только у них возможностью атаковать противника в тот же ход, когда отряд входит в лес). Выпадали "треугольник" и "штандарт" - конница потеряв фигуру обратилась в бегство и, вылетев из леса, попала под удар уже кельтской конницы, которая выбросив два "штандарта" отправила римлян в полное и окончательное бегство с поля боя!. Хитрый план сработал, а я заработал первое победное очко!

    Хотя вообще-то это был идиотский план - в данном случае не было никого  смысла атаковать таким образом, чтобы гнать римлян под второй удар - я совершенно забыл, что в  "C&C:Ancients" отряды отступают не на  1 гекс за каждый штандарт, как в других играх Борга,  а на своё движение, соответственно, за невозможность пройти каждый гекс теряется по фигруе -  т.е. достаточно было атаковать варварами с направления закрывающего отступление и любой "штандарт" бы уничтожил римскую конницу сразу.. Но и так сработало.. ;)

    Мой оппонент, Кирилл, ответил ударом на этом же фланге. Отыграна карта "Воодушевляющее руководство в любом секторе" (на мой взгляд рановато - интереснее было бы сыграть её позднее) - и римская конница врубается в кельтскую, уничтожая 2 фигуры из 3-х и бращая оставшуюся в бегство.. 

    Продолжая атаку римская конница врубается в отряд варваров, уничтожая половину его, но на ответном ударе и сама теряет фигуру и обращается в бегство к своему краю стола..

    Ход Кирилла завершается метанием дротиков велитами - в итоге у варваров остаётся всего 1 фигура в отряде, принявшем на себя удары в этом ходу.

    Я задумчиво смотрю на поле, не желая тратить сильные карты на "проходные действия" и просто отыгрываю отход почти разгромленного отряда варваров на гекс подальше от противника (чтобы выйти из под обстрела).

    Кирилл отыгрывает ВТОРУЮ подряд карту "Вдохновляющее руководство в любом секторе". На мой взгляд, крайнее транжирство - использовать столь ценную карту на атаку, где из 4 отрядов ступить в бой смогли только конница да ауксилия с велитами смогли бросить по 1 кубику на стрельбу..

    "В сухом остатке": мои варвары-недобитки под обстрелом убегают ещё дальше (что крайне мне выгодно - уходят от "добивания"), ауксилия теряет пол-отряда в результате атаки римской конницы, но уничтожает её в ответной атаке. Моё второе победное очко!

    Я дождался "удачного момента" и отыгрываю карту "Воодушевляющее руководство в центре" (в моём ПнП она названа немного иначе "Центр! За командиром! Вперёд!").

    Настоящая "мясорубка" - кельты пользуясь своими "бонусами" - 4 кубиков для свежих отрядов и повторной атаки буквально "распотрошили" римский фланг. Полностью уничтожен отряд средней пехоты (ещё одно победное очко!), а ауксилия, потеряв пол-отряда бежала к своему краю поля.. Варварам, впрочем, эта атака тоже обошлась недёшево - потери в отрядах очень серьёзны.

     Кирилл отыгрывает "Приказ линии" - как же римлянам везёт в этой игре на карты "большого управления"! Практически весь римский строй двигается вперёд. Хорошо (для кельтов), что у римлян при всей мощности их отрядов, почти никто не может двигаться быстро.. 

    В этом римском "монолитном движении" у меня под удар попали только лёгкая пехота и свежий отряд варваров. Лёгкая пехота решила уклониться от атаки (впрочем, всё равно потеряв 1 фигуру). А вот варвары приняли удар римской ауксилии "на грудь" разменявшись "2 на 2" Вот только ауксилия-то на этом и закончилось (четвёртое моё победное очко! 4:0!), римский генерал, однако, при этом уцелел и убежал в отряд триариев. 

    А на правом фланге римские стрелки выбивают 1 фигуру в отряде варваров. Крайне неудачно для меня - теперь этот отряд, ещё даже не успевший вступить в бой, будет сражаться только 3 кубиками и не сможет игнорировать по "флагу".

    У меня "в рукаве есть козырный туз", но разыгрывать его пока рано. И я отыгрываю на правом фланге банальный "Приказ двум отрядам справа". Ну, не слишком успешно - 2 фигуры всадников и 1 фигура варваров разменены на 2 фигуры римских всадников. Размен скорее в пользу римлян - последний мой "свежий" варварский отряд понёс потери и теперь у меня нет ни одного отряда, атакующего 4 кубами, конница вообще в "предсмертельном состоянии", а римляне даже не отступили.. А ведь у них-то есть и тяжёлая пехота, атакующая аж ПЯТЬЮ кубами, и средняя с 4 кубами в бою..

    Кирилл вновь отыгрывает "приказ линии" - как же римлянам прёт в этой игре на управляемость! Так и видишь, шагающие дисциплинированным строем легионы!

    Собственно атака, впрочем, не особо удачна - с такими силами римляне должны были бы втоптать в грязь весь мой центр. Однако, смогли только добить один мой уже "ополовиненный" отряд варваров и довести до "предсмертельного" состояния ещё один. Сами при этом потеряли в центре 3 фигуры средней пехоты в двух отрядах. Счёт 4:1.  

    Но это ещё не всё - на другом фланге ещё и отряд варваров почти уничтожен атаками ауксилии, конницы и велитов (из ответного - удалось отогнать ауксилию, но это не сильно-то спасает)..

     Кельты пока ведут 4:1 по очкам, но все их сильные отряды уже почти разгромлены, сражаться уже банально нечем.. Но пришло время и "туза в рукаве"! Я долго выжидал, но теперь ситуация благоприятна и я отыгрываю "Удар щитами"!. Карта, которую некоторые считают "читерской" и даже изымают её из колоды, сейчас "очень к месту" - эффективно её отыграть можно, только, если довольно много отрядов находится в контакте с противником. А у меня сейчас именно такая ситуация - отряды полудохлые, варвары потеряли свой бонусный кубик, но эта карта даст им на краткий миг отчаянной атаки аж челых +2 куба! А мне надо всего ещё 2 победных очка, чтобы победить в партии..

    Сначала правый фланг. Полумёртвая кельтская конница врубается в такую же полумёртвую римскую и добивает её! Более того, кидает кубик на возможное убийство командира, находившегося при этой коннице и убивает его тоже! Сразу 2 победных очка! Партия выиграна! Но мы традиционно всегда доигрываем ход до конца - кельты атакуют в продолжение атаки ещё и велитов и вырезают им пол-отряда.

    На "ответке" велитов выпадают два флага и кельтская конница, "помахав ручкой" удаляется далеко-далеко к своему краю поля. "Мы своё дело сделали, а вы, ребята, уж довоюйте без нас". ;) 

    В центре полумёртвые отряды варваров во главе с Главным Вождём врубаются в потрёпанных принципов римлян - уничтожают 1 отряд, слегка потрошат другой и гибнут оба сами, но Вождяра благополучно спасается "тактическим отступлением". Размен по очкам 1:2, но это уже не принципиально. Итоговый счёт - 7:3. Уверенная победа кельтов (но игра была напряжённой до самого последнего хода).

    Итого, впечатления от сценария - было интересно.

    Смущает вот что: с тех пор как мы разобрались с правилами на варваров было сыграно 5 игр и во всех победили кельты (где-то "на зубах", а где-то и "в лёгкую"). Это немного странно - дисбаланс в сценариях борговских игр обычное дело, но, как правило, он подталкивает к историческому результату, а не наоборот. Впрочем, возможно дело тут в недостатке опыта - римляне явно требуют более "тонкой" и выверенной игры, чем кельты, чей "варварский" раш" достаточно очевиден и предсказуем..  Надо будет непременно мне сыграть за римлян в этом сценарии - я люблю играть борговские игры за "сложную сторону"..

 

   Тем временем, пока я сделал перерыв и отошёл потрындеть с Ильёй Семёновым, руководителем клуба "Воевода", который тоже играет в "Гиках" на Павелецкой, Кирилл сел играть в оригинальных "C&C:Ancients" со Славой Логиновым. Играли они "Карфаген против Рима" и играли "вкусно". Слава, пользуясь большим опытом игр, устраивал натуральный "марлезонский балет" - налетая карфагенской конницей, уклоняясь ею же от атак римлян и выводя тех под удары "бешенных слонов". ;) Интересно. А главное по стилю игры совсем не похоже на противостояние "Рим против варваров" - всё-таки "C&C:Ancients", наверно, самая разнообразная по типам отрядов игра Борга, позволяющая играть о-очень разные игры.

    Да, кстати, по впечатлениям от наблюдения со стороны: оригинальная игра с блоками, конечно, намного удобнее для перевозки, быстрее выставляется на стол и после игры убирается со стола. Ребята очень быстро сгоняли две партии. Но для меня, конечно, фигурки милее, хотя играть с ними (и перевозить) несколько сложнее.

    До закрытия клуба оставалось чуть более получаса и мы решили сыграть "быстрый сценарий" - "203 Clastidium (222 BC)". Вот это уже вполне "официальный" сценарий из 2-го дополнения к игре. Играется он всего до 4 победных очков. Плюс редчайшая для Рима ситуация - много конницы (и лёгкой пехоты), которая и решила в реальности исход дела.

    Глядя на 5 отрядов римской конницы, в которых было аж ТРИ генерала (мне не хватило взятых с собой фигур и генералы в отрядах римлян отмечены маркерами со шлемом) я вздохнул и сказал, что римлянам ещё и карту "Конная атака" - и кельтам можно сразу "сливать воду" (у них всего 2 "модных" варварских отряда, причём оба в "задней линии", а легкачи и ауксилия в первых рядах годятся лишь как "смазка для римских мечей"). И, конечно, угадал - римляне первым же ходом сыграли как раз "Конную атаку". :(

    Иеху! Пять отрядов римской конницы, легко обогнув свою лёгкую пехоту, врезались в кельтов (в легкую пехоту и ауксилию).

    Мясо! Мясное мясо! Куча трупов и отогнанных отрядов.

    По итогам первого хода уже 0:2 в пользу римлян. Кельты же даже не смогли нанести урона "на ответках".

    Единственный плюс - римская конница проломилась аж до задних рядов  в бой могут вступить лучшие из кельтских отрядов - варвары. Я  отыгрываю карту "Приказ трём отрядам в центре". Успехи сомнительны - на правом фланге удалось снять 1 фигуру всадника и отогнать отряд конницы - ценой 1 фигуры варваров.

    В центре удалось разменять 2 фигуры варваров на 2 фигуры всадников. Вот и всё..  Размен для меня невыгодный - варвары "просели", а ни одного отряда римлян не уничтожено...

    Римляне продолжают атаки на моём правом фланге - варвары бегут с поля боя. 0:3.

   На повторной атаке римская конница долбает ауксилию - той удаётся устоять, но.. на ответке удаётся лишь отогнать римлян без их потерь.. 

    Я всего в шаге от поражения, и решаю задействовать конницу (атака варваров на прошлом ходу выглядела перспективней, но не дала результатов - теперь, после потерь у варваров, конница поинтереснее будет). Кльтские всадники добивают один из отрядов римской конницы и уполовинивают отряд велитов. 1:3. Ну, хоть не "в сухую" солью игру, думается мне. 

    И ответный удар римской конницы. Римлянам достаточно набрать ещё 1 победное очко. Но они устраивают куда более масштабную резню - добивают отряд варваров, вырезают оба отряда кельтской конницы, да ещё напоследок убивают и кельтского вождя! 4 победных очка за 1 ход! Итоговый счёт 1:7 в пользу римлян! Тотальная победа Рима! ;)

    Вот в этом сценарии я узнаю старину Борга - перекос баланса таков, что он подталкивает именно к историческому исходу сражения.

....................

    И в заключение краткое такое резюме по общим впечатлениям от  «Commands & Colors: Ancients»:
    а) как и все игры Борга она отличается от других балансом и нюансами, не стоит переносить привычки из других игр на неё,
    б) это одна из наиболее быстрых игр Борга, все остальные игрались мною медленнее, некоторые очень значительно медленнее, а указанные выше сценарии мы играли минут за 30-40,
     в) это одна из наиболее разнообразных по типам юнитов (и соответственно, тактикам под них) игр Борга - пока, например, мне понравилось как реализованы варвары в игре.

    В общем, мне понравилось. Конечно, камрад Бартус прав - в играх Борга крайне сложно что-то планировать заранее - все планы мгновенно "идут лесом" после раздачи карт - играть постоянно приходится не столько "по плану", сколько "от карт на руке". Впрочем, некое планирование всё же возможно.
    В минусе опять же чисто борговская заморочка, что можно попасть в ситуацию, когда категорически не приходят карты в нужном тебе секторе. Беда, конечно - в той же БаттлЛоре-2 Борг с Коубой сделали так, что можно ЛЮБУЮ карту отыграть как приказ 1 отряду в любом секторе. Тут, конечно, не так. Такие ситуации не то, чтобы очень часты, но бывают. Тем, кому это сильно мешает, советую юзать вышеописанное правило из БЛ-2. Я же всё-таки стараюсь играть по оригинальным правилам.







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=916