Эквиты. Классификация гладиаторов.
Дата: 03/11/2020 Тема: Военная история. Статьи.
После длительного перерыва продолжу "Конспект варгеймера" по гладиаторам. В этой статье на основе аутентичных изображений будут рассмотрены внешний вид и вооружение эквитов. Текст опирается главным образом на книгу К.С. Носова "Гладиаторы" (и соответственно, на классификацию типов М. Юнкельмана), но как обычно, будут некоторые указания и на "спорные моменты" в их реконструкциях внешнего вида.
"..Эквиты всегда сражались только против себе подобных и никогда не выступали противниками гладиаторов других типов. Верхом на белых конях они были первой парой гладиаторов, открывающих программу боёв. Бой они, вероятно, начинали, атакуя друг друга с противоположных концов арены.." - К.С. Носов.
Эквиты. Классификация гладиаторов.
Автор: Pipeman
Прорисовка XIX века с утраченного барельефа из Помпей.
Эквиты (лат. ед.ч. – eques, мн.ч. – equites) означает в переводе просто «всадники». Бой эквитов традиционно открывал программу боёв собственно гладиаторов в ходе гладиаторских игр. Естественно предположить уже по названию, что этот тип гладиаторов сражался конными. Однако, как ни странно, но большинство изображений сражающихся эквитов показывает их бой пешими (эквиты сражались исключительно друг с другом). Вполне вероятно, что бой эквитов делился на «две фазы», как предполагает К.С. Носов. В первой части боя эти гладиаторы сражались верхом. А во второй, когда один из них оказывался «сброшенным с коня» (версия Носова), то бой продолжался пешими и с мечами в руках. Впрочем, надо понимать, что это всего лишь гипотеза и спешиваться эквиты могли и по другим причинам – утратам копий или, например, команде распорядителя боёв.
Мозаика с боем двух эквитов. Около 200г. н.э. Римский музей, Augst.
Вообще, существует не так уж много аутентичных изображений эквитов (если сравнивать их с количеством изображений других известных типов гладиаторов). Например, для этой статьи я смог подобрать только 14 изображений собственно эквитов и 2 изображения, где присутствуют их доспехи («спорные» изображения я не стал использовать). Ещё меньше изображений эквитов собственно на конях. Я знаю их только два. Первое это традиционно приводимое изображение прорисовки XIX века с разрушенного, увы, барельефа из Помпей (см. выше). Фактически это единственное изображение, где мы видим эквитов сражающихся конными и с копьями в руках. К сожалению, сложно сказать, насколько эта прорисовка точна в мелких деталях и не внёсены ли в неё «домыслы» (что не такая уж редкость в прорисовках того времени). Второе конное изображение – это изображение на масляном светильнике отдельного всадника (см. ниже). Характерные горизонтальные поля на шлеме, перья на нём да и в целом хорошее соответствие «типажу» подталкивают к заключению, что это именно гладиатор-эквит.
Терракотовый масляный светильник. По фотографиям Carole Raddato.
Оружием эквитов, судя по изображениям были копья и прямые клинки. Носов уверено пишет о копьях (hasta) длиной 2-2,5 метра с листовидными наконечниками. Но, надо понимать, что это в очередной раз лишь «аппроксимация» на основе косвенных данных. По одному изображению и находкам наконечников неизвестно чьих копий сложно давать однозначные заключения. На рисунке-реконструкции сделанном В.В. Голубевым для книги Носова изображены достаточно короткие по длине копья. Хотя на прорисовке рельефа из Помпей копья выглядят довольно длинными. Но вот насколько точна сама прорисовка?
Терракотовый масляный светильник. По фотографиям Carole Raddato.
В данном случае нельзя однозначно утверждать, что это эквит - шлем с гребнем не соответствует "канону".
Однако, все остальные элементы - форма щита, туника, маника, отсутствие поножей, прямой клинок - таковы, как и должны быть у эквита.
Что касается клинков эквитов, которые Носов уверенно называет гладиусами, то это несомненно прямые клинки. Но по изображениям эквитов довольно сложно определить конкретный тип клинка. Гладиусами всё-таки принято называть клинки вполне определённого типа (точнее как минимум трёх разновидностей прямых римских мечей), но кроме них в этот период существовали и другие прямые клинки. Так что я бы не был столь уверен, что эквиты пользовались именно гладиусами или только гладиусами. На ряде изображений клинки весьма длинны, на других, напротив, весьма коротки, вплоть до длины «чуть больше кинжала».
Терракотовый масляный светильник. По фотографиям Carole Raddato.
Нельзя однозначно утверждать, что это щиты и мечи именно эквитов, но у них могли быть именно такие. То, что они изображены "парно" подталкивает нас к мысли, что это именно вооружение гладиаторов-эквитов.
Характерной особенностью внешнего вида эквитов была туника. Если большинство «классических» типов гладиаторов выступало с обнажённым торсом, то эквиты изображаются исключительно в туниках. Точнее, если взять совсем ранние изображения, такие как, например, барельеф, хранящийся в Мюнхене и датируемый концом I в. до н.э., то мы видим на предположительно эквитах вообще чешуйчатые панцири с коротким рукавом (см. ниже).
Барельеф с финалом боя предположительно эквитов. Конец I в. до н.э.. Государственная коллекция Античности и Глиппотека. Мюнхен. Фото взято отсюда
Обратите внимание на "гетры" на ногах. Длинные клинки и "открытые" шлемы характерны для "раннего периода".
Но в более поздний, более «классический» с точки зрения гладиатуры, период, мы видим их уже исключительно в туниках. Носов пишет про эти туники «без рукава», но на значительной части изображений это скорее «короткий рукав», а не полное его отсутствие.
Стеклянная ваза, датируемая вторым веком н.э. С сайта legio-x.ru
Обратите внимание на необычную форму туники и то, что под ней либо какая-то одежда с длинным рукавом, либо левая рука тоже защищена маникой.
По мозаикам видно, что туники могли быть разного цвета и на них встречался простой узор из двух вертикальных полос. Туника была настолько характерным предметом экипировки эквита, что её изображение попало даже на масляный светильник, где приведены «комплекты вооружения» разных типов гладиаторов (см. ниже). Возможно, что она была всё-таки достаточно плотной и давала некоторую защиту, если уж оказалась в одном ряду со шлемами, щитами, поножами и маниками. Хотя на части барельефов её внешний вид, напротив, кажется очень тонким и лёгким.
Терракотовый масляный светильник. По фотографиям Carole Raddato.
Если посмотреть "на 3 часа", то вы увидите щит эквита, а рядом с ним будет туника и шлем.
Что интересно, если присмотреться к изображению туники на указанном светильнике, то создаётся ощущение, что она ассиметрична – почти без рукава справа и с коротким рукавом слева. Подобное же ощущение возникает, если рассматривать эквитов на мозаике из Злитена – что есть короткий рукав только с одной стороны.
Фрагмент знаменитой мозаики из Злитена. Финал боя эквитов. Около 200 г. н.э.
Обратите внимание на маники и на ручки щитов.
Основным защитным вооружением эквита были шлем, щит и манника на правой руке. Поножи отсутствует на всех изображениях, хотя матерчатая защита голени, судя по мозаике с Аппиевой дороги, вполне могла иметь место. На прорисовке рельефа из Помпей есть что-то похожее на короткие штаны или матерчатую защиту только верхней части бёдер, но на других изображениях ничего похожего нет – что не мешает реконструкторам регулярно изобретать что-то подобное. Носов уверенно пишет про «гетры» на ногах эквитов. Имеются в виду такие характерные «сапоги без подошв», которые встречаются на многих изображениях гладиаторов. Но дело в том, что конкретно по изображениям эквитов далеко не всё, что у них на ногах однозначно идентифицируется как «с отсутствием подошв». Очень похоже на «гетры» то, что изображено на раннем барельефе, хранящемся в Мюнхене (там торчат ступни с открытыми пальцами). По большей же части других изображений сказать однозначно ничего нельзя. Более того на паре мозаик показаны ноги со стороны «подошв» и они там совсем «не телесного цвета» (см. например, мозаику с Аппиевой дороги и мозаику из Германии - у Носова указано, что она находится в Трире, но на фотографиях Carole Raddato указан Бад-Кройцнах). Так что вполне вероятно, что эквиты в некоторых случаях носили всё же полноценную обувь (в отличие от других типов гладиаторов). Но это опять же всё же предположения.
Мозаика найденная на Аппиевой дороге, Рим. IV в н.э. Находится в Национальном Археологичесском Музее, Мадрид. По фотографиям Carole Raddato. Обратите внимание на отсутствие маник, матерчатую защиту ног и, вероятно, полноценную обувь.
Эквиты носили шлем, который по классификации Юнкельмана описывается как тип «Кьети G». Этот тип появился в самом начале развития закрытых гладиаторских шлемов, достаточно долго использовался разными типами гладиаторов (с нюансами в виде различных гребней), но потом всё же сменился другими разновидностями. Эквиты же, похоже, сохранили именно этот шлем до конца своего существования. Этот тип шлема отличает довольно характерный тип забрала и широкие практически горизонтальные поля – на большинстве изображений эквитов они именно такие. Голубев в книге Носова изобразил на реконструкции эти поля с «вырезами» разделив их на «козырёк» и «затыльную» часть – честно говоря, я так не понял, что его подтолкнуло к такому решению. Можно, конечно, на паре изображений найти «намёк» на что-то подобное, но только «намёк» и при этом гораздо больше изображений, где ничего подобного не «читается». В случае эквитов шлем типа «Кьети G» не имел гребня, но, похоже, очень часто (если не всегда) украшался двумя перьями по бокам. К сожалению, ни одного именно такого шлема эквитов на данный момент не найдено, поэтому все рассуждения идут исключительно по изобразительным источникам и сравнениям с найденными шлемами типа «Кьети G» для других типов гладиаторов.
National Museum of Roman Art, Emerita Augusta. По фотографиям Carole Raddato.
Используемый эквитами щит обычно описывают как парма эквестрис (parma equestris). Вообще, понятие «парма эквестрис» довольно широко и под него попадают щиты весьма различных разновидностей. Но в данном случае имеется в виду совершенно особый, отдельный тип щита, хорошо известный по изображениям римских всадников ещё с времён Республики. Это круглый щит с «концентрическими выпуклостями», как описал его Носов. Вы можете сами рассмотреть как выглядела его поверхность по сохранившимся барельефам, где сложная форма его внешней стороны хорошо видна. По всей видимости те самые «концентрические выпуклости» служили «рёбрами жёсткости». Носов, вслед за Юнкельманом, считает, что данный щит изготовлялся из прессованной кожи. Юнкельман реконструировал такой щит по аналогии с турецкими щитами и считает, что он имел аналогичную центральную рукоять из перекрещенных ремней и ещё дополнительные петли-рукояти у края щита. Но тут мы опять попадаем в «область допущений». Есть, например, те, кто считает, что парма эквистрис имел в основе дерево и только верхний слой из кожи.
Фрагмент барельефа из Помпей. 20-50гг. н.э. Завершение боя эквитов. Фото взято отсюда.
На барельефе из Помпей, находящемся теперь в Неаполе, с обратной стороны щита эквита мы видим какой-то «крест» (возможно из ремней). А вот если присмотреться к изображении обратной стороны щита на барельефе с надгробного памятника Люзиуса Сторакса из музея в Кьети – то там чётко выраженная рукоять в центре и углубление, как в традиционных щитах с умбоном. Подобные же рукояти хороши видны, например, и на мозаике из Злитена. И лично на меня они не производят впечатления «перекрещенных ремней», а скорее уж имеют точно такой же вид как на найденных бронзовых щитах, которые традиционно атрибутируют как «щиты гопломахов».
Фрагмент барельефа с надгробного памятника Люзиуса Сторакса. Вторая четверть I в. н.э. По фотографиям Carole Raddato.
Обратите внимание на форму щитов и вид щита с обратной стороны.
Кстати говоря, последнее (принадлежность их гладиаторам-гопломахам) лично для меня довольно спорно. Т.к. их незначительный выгиб не соответствует абсолютному большинству изображений щитов гопломахов. Аргумент же, что они значительно меньше традиционного размера щитов эквитов (парма эквестрис обычно описывают как около 60 см в диаметре, а помпейский образец бронзового щита всего 37 см в диаметре) на мой взгляд не очень-то состоятелен – есть изображения щитов эквитов и достаточно небольшого размера. Последнее можно было бы списать на «вольности скульпторов», но, например, на упомянутом барельефе с надгробного памятника Люзиуса Сторакса присутствуют одновременно щиты и эквитов , и гопломахов - и их диаметр вполне сравним (как и на помпейском барельефе из Неаполя). Впрочем, нельзя исключить, что изящно инкрустированный бронзовый щит из Помпей вообще не имел боевого применения, а использовался, например, только для торжественного выноса во время помпы, т.е. его размеры вообще могут не соответствовать размерам реальных боевых щитов. Но это уже опять область сплошных гипотез.
Фрагмент барельефа из Помпей. 20-50гг. н.э. Часть торжественной процессии с выносом вооружения гладиаторов. Фото взято отсюда.
Судя по ряду изображений парма эквестрис могли богато декорироваться, а в центре их по всей видимости находился металлический медальон, который также, возможно, выполнял функции умбона. В заключение о щитах хочется добавить, что есть как минимум одно изображение эквитов (мозаика из Германии, см. ниже), где изображены, по-видимому, щиты другого типа – с совершенно гладкой внешней поверхностью. Впрочем, это может быть и вольностью художника.
Мозаика с поединком эквитов. Середина III в. н.э. Römerhalle, Bad Kreuznach, Germany. По фотографиям Carole Raddato.
Правая рука эквитов, как правило, была защищена маникой. Однако, есть изображения (например, на мозаиках с Аппиевой дороги и из Германии) довольно поздние по периоду, где правые руки эквитов вообще ничем не защищены. Изображения же маник на мозаиках и барельефах имеют очень большую вариативность. Есть короткие маники (до локтя) – это характерно для более ранних изображений. Есть длинные, закрывающие всю руку до плеча. Есть явно матерчатые, есть выполненные из других материалов, возможно даже металлические (хотя последнее менее вероятно). Можно гипотетически предположить, что традиция защиты руки у эквитов изменялась от лёгких коротких манник в начале появления этого типа гладиаторов к более длинным и надёжным в «период расцвета гладиатуры» и, возможно, деградировала до полного отсутствия в конце существования гладиаторских игр. Но, учитывая малое количество изобразительных источников для анализа, это всего лишь гипотеза с очень большим количеством «допусков».
Терракотовый масляный светильник. По фотографиям Carole Raddato.
|