Зарегистрирован: Nov 28, 2007
Сообщения: 1499
Откуда: Москва, Россия
FoG - очень прост на самом деле.
Подставками обозначается уровень сплоченности подразделения.
2-4 подставки - это легкая пехота или нормальная кавалерия или обученная пехота. 6 и более подставок - более глубокие построения, которые при сложных движениях будут расстравиваться.
Расстроенная БГ теряет число кубов в атаке - а пораженное может быть рассеяно легкой конницей или застрельщиками.
Самое главное в FoG -то что ударные войска рвутся в бой и сначала всегда столкновение. (как в АоТ) - а вот потом, в ближнем бою, все решает качество-сплоченность.
На самом деле, сходство с АоТ очень большое =))))
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 9456
Откуда: Екатеринбург, Россия
Юр, а ты по ФоГу играл???
Нет еще. Я редко играю, и когда выпадает возможность все больше в скирмиши. Вот накрашу 10мм армии, тогда и начну всякие правила на античку осваивать.
_________________ http://e-burgwargamer.blogspot.ru/
«В реальной армии структура командования вводится, что бы позволить полководцу руководить войсками, в варгеймах она вводится, что бы ограничить его возможности руководства.»
Зарегистрирован: Nov 24, 2005
Сообщения: 4116
Откуда: Белоозерский, Московская обл., Россия
Chaos_Lord, если бы был партнёр, досконально знающий правила, я бы сыграл. Но вот игра, которую я пропустил, как раз не сложилась. Народ в основном пытался правила понять, а не солдатиков двигал.
_________________ Тот кто умеет вести войну, покоряет чужую армию не сражаясь. Сунь Цзы "Искусство войны"
2 Chaos Lord
Спасибо за попытки объяснить правила. Но их всё равно для начала нужно прочитать, что для меня получается невозможным. А потом будут понятны объяснения по поводу трактовки и прояснения моментов. А так всё едино не понятно.
Зарегистрирован: Nov 28, 2007
Сообщения: 1499
Откуда: Москва, Россия
Просто пытаюсь суммировать кратко в чем смысл WAB и FoG/
WAB - это система пофигурных потерь, где все в первой редакции зависело от силы воина\оружия, инициативы и коробка(отряд) имела только два состояния - нормальное или бегущее. По ходу игры стали вскрываться недостатки и неудобства движка (чем шире клин - тем больше угол его "обзора", заранее просчитываемое CR отряда в бою и достаточно прямолинейный рисунок боя - "стенка на стенку"). Для внесения истории пришлось, например, делать "задроченных" (drilled) легионеров, свободно перестраивающих первые две шеренги и по свистку игрока преследющие (или нет) бегущих - в зависимости от ситуации. Пришлось давать изначально варварам "скавенский" бонус за шеренги и задавать число миниатюр в фаланге.
С учетом того, что командование (как и все варгеймы старой школы) у нас идет по рации - беспрепятственно (в Вармастере есть инициатива, в IronBow II - своеволие подчиненного командующего, если он трусливее или знатнее вашего "альтер эго", то вероятность того, что он "отчебучит" высока - что делает игру полностью средневековой =)))
да и квадраты коробок сильно эшелонированы в глубину - большой историчности тут нет, нет баталий, линии фронта (есть, правда, сценарные битвы)
А в FoG изначально "вшили", что 2х-4х подставочные (если еще и обученные) БГ спокойно двигаются (даже в ТСД - то есть в тестах на сложное движение), а фаланги (6 подставок, иногда 2 по фронту, 2 в глубину) и варбанды (8 подставок) и орды (9-12 подставок) потеряют строй при сложном маневрировании - а ударные БГ еше и вырвутся вперед, желая навалять врагу - и ломая общий строй.
И то, что в ВАБ есть на уровне "+2 к силе в первом раунде боя" - то есть рыцарский натиск (а ведь потом можно и +1 написать - и +3 - зависит от того, кто пишет ноавую редакцию =))))
в FoG четко разнесено - сначала СТОЛКНОВЕНИЕ БГ, атаки и контратаки с перехватом (там очень красивый пример, как легкую пехоту может спасти кавалерия контрударом по атакующим гастатам - и второй, как галопирующие нумидийцы уходят на форсаже от слонов =)))
а потом - маневры и ОДНОВРЕМЕННАЯ стрельба.
И бой. Когда мечникам достаточно переждать раунд-другой - и фаланга начнет "сыпаться".
И целых три состояния отрядов - нормальное, потерявшее строй и разобщенное (гибель БГ или генерала грозит падением состояния у отряда)
И еще - ветераны перебрасывают 1, а элита-проффи - даже 2ки на кубике, а "быдлопехота" (термин с ваховскго форума =))))
- все 6ки (ну не могут ополченцы разить как мастера меча =)))
Очень хорошее правило, все максимум реалистично - в Вахе бывает так, что выкинув единички, отряд рыцарей позорно сливает голожопым пращникам-ополченцам =))))
ИМХО, Генералов нужно не отдельно, а в расписку впихивать - они сражались, как Сашка и Пирр, внутри своих "комитов".
Самое веселое, что ВАБ в 2.0 все это пофиксил - в ГВ тоже умные люди работают.
Лично я жду FoG на Тридцатилетку и продолжения Черного Пороха от Рика Пристли и Ко - тоже на Тридцатилетку и на Античность-Средневековье.
Зарегистрирован: Nov 28, 2007
Сообщения: 1499
Откуда: Москва, Россия
FoG обогнал на 10 голосов =)))
Сегодня перечитал новую редакцию WFB -наконец можно утверждать, что пути WAB и WFB расходятся - теперь на том же движке существуют кардинально разные игры: в WFB коробки пехоты стали еще больше и стиль игры многими игроками-прффи уже называтся "no brain".
А в FoG изначально "вшили", что 2х-4х подставочные (если еще и обученные) БГ спокойно двигаются (даже в ТСД - то есть в тестах на сложное движение), а фаланги (6 подставок, иногда 2 по фронту, 2 в глубину) и варбанды (8 подставок) и орды (9-12 подставок) потеряют строй при сложном маневрировании
Не пойму, а как зависит размер отряда в ФОГе от того как он двигаеться и маневрирует?
10 подставок не обученных крестьян так же точно тупят как и 2 такие подставки. И 2 подставки обученных легионеров так же отлично маневрируют как и 10 таких же. Или что-то не так понял?
Зарегистрирован: Nov 28, 2007
Сообщения: 1499
Откуда: Москва, Россия
Чем больше подставок - тем выше шанс влезть в труднопроходимую местность или устроить шухер, прорываясь в атаку через свои боевые порядки (проваленный ТСД). Так как в FoG пехота обычно ходит по две подставки в глубину, то компактные 4х плдставочные части - это всего 12см по фронту, а 6ти - уже 18см, а 8ми - 24см.
А еще необученные (хоть и пусть 4х подставочне - но обычно они по 6-9 подставок) все время, проваливая ТСД, совершают только простые движения. Сброд, одним словом.
В FoG игрок (как античный генерал) обязан думать - кого и как ставить в первую линию, кого - в вторую и какие должны быть интервалы (чтобы нумидийцы не по манипулам проскакали, уклоняясь от галлов, а МЕЖДУ ними. А заодно - и что-чего и кого собирать в группы-баталии.
В ВАБ этого всего нет, Там просто можно завязть в кустиках-лесочке, фронт держать необязательно, а команды передаются по рации моментально (в FoG, напомню, именно ком.радиус - а не Ld генерала - суровые очи стартега =))))
Зарегистрирован: Jul 02, 2010
Сообщения: 43
Откуда: Ленинград
Прочитал тему целиком и задумался над выбором. Проголосовал за ВАБ за прототу и понятность. Нужно попробовать почитать ФОГ. Огромное спасибо за переводы. Большая просьба перевети WAB Shieldwall и как скоро будет перевод ВАБ2?
Зарегистрирован: Nov 28, 2007
Сообщения: 1499
Откуда: Москва, Россия
Позволю себе ремарку: "за кажущуюся простоту и внешнюю понятность". Я с 1989г. играю в игры на ВАБ-движке (WFB, 4-5 редакции и т.д.) Там такие ситуации постоянно всплывают, что сам черт ногу сломит, слава богу, многие эрраты на WFB годны и на WAB, чем мы и пользовались.
В ФоГе очень много понятных и полезных примеров-картинок. И "читерить" в правилах, как в ВАБЕ, (например, выстраивая застрельщиков "паровозиком" =))) не получится.
А А.Лосев все-все эти примеры-кортинки перевел, за что ему хвала и осанна!!!
А сейчас выходит ФоГ 2.0 и там еще более подробные и понятные кортинки обещают =)))
А "Стена Щитов" морально устарела (после выхода "Рыцарства" повсеместно введен рассыпной-разомкнутый-сомкнутый строй - и вот не указано, какие отряды в Shieldwall могут стоять плотно, какие развернуто, - с застрельщиками-то ясно все)
А после выхода "Эпохи Артура" Shieldwall еще больше устарел (Артур - более подробные листы армий имеет на чуть более раннюю эпоху - но саксов и вЫкЫнгов можно оттуда брать).
Так что - ждем новый Shieldwall от GW, лет через пять =)))
Зарегистрирован: Sep 16, 2009
Сообщения: 52
Откуда: Донецк-Ялта, Украина
Играя в WAB, лично я ценю пофигурный подсчет потерь в сочетании с элементом случайности. При покраске миниатюр, каждой фигурке сам по себе придумывается личный характер, темперамент, какие-то элементы личной биографии, воинские умения, и хочешь не хочешь, но ты им начинаешь сопереживать в процессе игры (битвы). Это на мой взгляд самый интересный момент в Варгейме. В FoG личностный момент теряется.
По-этому мои предпочтения WAB, но только я его дополняю командованием из FoG. Играть ой как долго, но ой как интересно.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах