Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Орелики, а вы почему в гладиаторов играли, а не в Вестерос?
ПС
Юра - грубиян!
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Ну так чего, расскажите?
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger
Зарегистрирован: Jan 13, 2005
Сообщения: 13482
Откуда: Москва, Россия
Да, очень даже успели - правда доиграть не успели... А в гладиаторов это только Володя с Франки играли, пока меня ждали..
"Пять копеек" по первым впечатлениям:
1. игра достаточно интересная, от игры было получено немало удовольствия Грамотный сценарий до самого конца держал в напряжении и неизвестно как бы всё кончилось в последнем ходе
2. игра достаточно быстро воспринимается (обучаемость 4 из 5 как минимум)
3. всё-таки движок в сравнении с C&C довольно сильно усложнён, что ведёт к значительно более медленному отыгрышу (тут полагаюсь на мнение Франки, т.к. сам в C&C не играл, только правила читал и статьи - хотя даже сравнивая теоретически это заметно)
4. отказ от традиционной борговской механики на d6 переход на d8 (с реализацией "линейного мышления а-ля Сосер" - с увеличением вероятности потерь по каждому дайсу в зависимости от цвета), имхо, привёл к смене баланса и неоправданной "перекрученности" и "ослабленности" соответственно, красных и зелёных. Если раньше сила красных была не в вероятности выпадения цвета, а в большем числе бросаемых кубиков, то теперь они и кубиков по-прежнему больше бросают, да ещё и вероятности нанесения потерь им стали намного меньше, а у зелёных наоборот - к слабости выражаемой в малом количестве бросаемых дайсов прибавилось ещё и большая вероятность быть забитыми...
5. Однако баланс в игре есть - и он строится на сбалансированности сценариев. По крайней мере по сыгранному вчера было видно, что игра была иниересна для обеих сторон, шансы были у обоих..
6. Большое разнообразие карт и возможностей на них делает игру весьма непредсказуемой в конкретных поворотах событий, но тем не менее всё как-то устаканивается и усредняется в итоге.. Имхо, для фэнтэзи-варгейма это всё неплохо и живенько, для исторички, конечно, мне лично хотелось бы чтобы таких "неожиданностей" всё же было поменьше - а то в каждом раунде по нескольку раз друг другу "ломали планы"..
В общем , в целом, впечатление положительное - надеюсь продолжим играть и дальше
По большому счёту мне не понравилось только три момента:
1. слишком уж большие различия по возможностям зелёных, синих и красных (но вчера это было не так сильно заметно, т.к. красных в сценарии не было)
2. сложность убивания (пленения) командиров - даже на моём зелёном это вчера оказалось крайне не просто - можно представить, какая проблема будет с красными.
3. всё-таки некоторая избыточность возможностей и девайсов - тот же С&С намного более лаконичен (что показатель класса геймдизайнера - добиваться многого малыми средствами).. В данном же случае, например, имхо, избыточно всяких "карточных возможностей":
- карты отрядов, где описаных их характеристики - это норм.
- карты героев, где есть их особенности влияющие на их отряды (постоянно), так ещё есть и "подвал" где ещё "суперфича" которую можно раз за игру использовать
- обычные карты для управления отрядами - оно вроде относительно просты и понятны, тут норм.
- особые карты (даются к конкретным героям сценария, но могут использоваться любыми героями уже внутри игры) - вот вообще до хрена: и возможности как на обычных картах (причём как правило круче), так ещё и "подвал" с "тактикой", которой можно дополнительно воспользоваться в некоторых раскладах..
Имхо, такой избыток всяких свойств и возможностей ведёт к тому, что в игре думаешь не столько о стратегии игры (точнее тактике действий отрядов на карте), сколько о том, какие спецфичи сможешь использовать ты (и что использует противник) и как это резко может помочь
Но вообще, ещё раз скажу - первое впечатление - положительное..
По самой игре - играли первый сценарий:
- Старки в меньшинстве - их задача удержать 5 раундов две ключевые точки за рекой на северо-востоке. Часть их войск как раз раз за рекой - отряд конницы Рикарда (синий) и три отряда "зелёных" лучников. А вторую часть войск - три отряда зелёной пехоты и отряд синей конницы ведёт с северо-запада Мэйдж "Леди Межвежьего Острова", пытаясь задержать конницу Ланистеров, до того как она переёдёт реки по бродам.
- Ланистеров больше - юго-запада атакует конница Ланистеров - 5 отрядов всадников (один синий остальные зелёные), а с юго-востока идёт три отряда синей пехоты (ВСЕ - синие! ).. У них задача противоположная за 5 ходов прорваться за реку и захватить обе "точки".
В общем у Ланистеров преимущество почти во всём (кроме возможности "тянуть время"):
- у них больше всего отрядов: 9 против 8,
- у них больше синих отрядов 5 против 2 (в игре цвет трактуется как сочетание опыта и тяжести вооружения)
- у них больше конницы 5 против 2 (а это преимущество в мобильности и плюс конница против пехоты лучше атакует (не говоря уж про преследование), это если не учитывать прочие факторы)
- и даже по командованию у них небольшой плюс: хотя обе стороны получают по 3 жетона командования (которые нужны для отыгрыша карт) и по 3 карты в каждый ход, но у Ланистеров герои могут отыгрывать да 4 приказов на двоих (это поможет только если с прошлого ходя сэкономить карту и жетон), а у Старков - только три...
Но не всё так плохо для Старков - ведь их задача отнюдь не перебить противника, а всего лишь удержать его 5 ходов... А для этого можно и отрядами жертвовать - главное задержать
По самой игре - ребята (а против меня играли Франки с Володей) во-первых охренительно долго думали над каждым действием (одна голова хорошо, а две это уже целый коллоквиум по каждому решению), а во-вторых слишком (на мой взгляд) увлеклись изничтожением моих отрядов вместо того, чтобы сразу решать основную задачу сценария (концепция у них видимо была: "сначала задавим мелкоту всякую , а потом уже и спокойно точки захватим"). В итоге из-за того, что кто-то слишком медленно думал мы успели отыграть только 4 хода из положенных пяти (в 23:00 клуб закрывался, в итоге вместе с расстановкой предварительной получилось что мы играли 2,5 часа, не меньше - имхо, успеть партию можно было часа за полтора, максимум 2 - тут ещё сыграло роль то ,что правила до игры знали "по верхам" (Володя вообще почти не знал) и по нюансам сверялись постоянно). В итоге к концу игры на 4 ходе Ланистеры так и не успели взять ни одной точки - хотя они утверждали, что у них ещё на этом ходу оставалась пара маркеров, которые позволили бы им вновь активировать один отряд и занять одну "точку", с которой меня вышибли только что... Но они не учитывают ,что следующий ход бы начал я, а у меня на руке была карта позволяющая повторно активировать отряды, т.е. я бы эту точку наверняка отбил бы если не с первой то со второй атаки Рикардом (ну с большей вероятностью - а если не отбил бы, то с этой стороны они бы к второй точке вряд ли пробились бы)
Вообще, картина игры была следующая:
- я бросил (чтобы закрыться от конницы Ланистеров) пехоту Мэйдж к бродам на востоке.. Т.к. я в движке на первом ходе плохо понимал, чем чревата та или иная расстановка отрядов, то налажал и подставился - конница Ланистеров тут же начала "втаптывать в грязь" пехоту Севвера, окружая и бья по флангам. Вмешавшаяся в это конница слегка проредила конницу Ланистеров - но вскоре была безжалостно забита.. Через два хода от всей группы отрядов Мэйдж остался только её, который окружили и начали забивать.. Однако, стратегически это был выигрыш: конница Ланистеров отвлеклась на отряды Мэйдж и в итоге только один отряд попытался проравться через броды - был тут же отловлен Рикардом и лучниками, окружён и безжалдостно уничнтожен... Бойцы Мэйдж тоже дорого продали свои жизни: хотя в конце Мэйдж осталось вообще одна (одна фигурка), но и от конницы Ланистеров (и поддержавшего её одного отряда пехоты) осталось всего 2 отряда (один тоже из одной фигуры)
- имхо, глобальная ошибка Володи и Фрэнки была в том, что они (отчасти из -за проблем с жетонами на первом ходу), в первые ходы сделали упор именно на этой бойне, а не повели медленную синюю пехоту с юго-востока сразу на броды - она двигается медленно и застряла бы на бродах, но зато перейдя через них она бы снесла просто всех - зелёные лучники не стали бы ей проблемой, а одним отрядом синей конницы я бы их не удержал, вероятно.. В итоге синия пехота перешла броды только на 4 ходу и уже изрядно прореженная..
Из-за того что клуб закрывался пришлось прерваться и мы согласились ,что ситуация в целом ничейная (хотя формально я всё ещё выигрывал, т.к .все "точки контроля" оставались мои).. Реально всё могло поменяться в последний ход - и это мне в игре очень понравилось: сценарий держал в напряжении до самого конца...
З.Ы. Надеюсь, что в следующую среду продолжим игрища
_________________ "Мы медленно спустимся с холма.." (с)
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
"Все, Зин, обидеть норовишь?"
Юра, а красные, синие, зеленые - это кто? Разные дома?
Я не очень понял момент, за который ты меня пнул.
Ты имел ввиду, что при одинаковых юнитах разных домов разные вероятности? Тоесть, влияет не опыт, оружие, а название фракции?
Если так, то я не за это митинговал.
Рикард это кто? Карстарк? Че то я подзабыл.
Русе Болтон кого нибудь предал?
Надо вам немножко пообвыкнуться. Тогда сложность пропадет.
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger
Зарегистрирован: Jan 13, 2005
Сообщения: 13482
Откуда: Москва, Россия
Soser писал(а):
"Все, Зин, обидеть норовишь?"
Тебе понравилось?
Это чтоб почувствовал, каково это когда тебе приписывают некие "цитаты" и вообще склоняют тебя по поводу и без повода (как сам ты постоянно делаешь "цитируя" меня или ссылаясь на якобы моё мнение)
Цитата:
Юра, а красные, синие, зеленые - это кто? Разные дома?
"Здрасьте, приплыли" (с)
И этот человек критиковал C&C, а значит по идее должен хотя бы в общих чертах быть в курсе механики с тремя цветами "флагов": красные/синие/зелёные, которые обычно трактуют как тяжёлые/средние/лёгкие, как сделано например в классическом варианте C&C.
Хотя вот в BoW взяли и написали в правилах, что они тут вроде как считают, что самые неопытные хуже всего экипированнее, поэтому и слабые, но быстрее бегающие, а чем опытнее - тем более экипированные и тем более сильные, но медленные - сомнительная несколько идея, имхо, и подход Борга извращающая, но можно засчитать, что цвет - это некая комплексная характеристика вооружённости и опыта.. По-моему FFG про "опыт" написало, потому что пожлобились сделать побольше разнообразных фишек - у них всего по 4 типа фигур для каждой фракции (+ герои), т.е. например, одна и та же фигурка всадника может быть и зелёной, и синей, и красной - в зависимости от флага отряда (т.е. в С&C это была бы соответсвенно лёгкая, средняя и тяжёлая конница, а тут это "новобранцы" и "прокачанная и обдоспешенная элита" получается)...
Цитата:
Я не очень понял момент, за который ты меня пнул.
Ты имел ввиду, что при одинаковых юнитах разных домов разные вероятности? Тоесть, влияет не опыт, оружие, а название фракции?
Если так, то я не за это митинговал.
Нет, конечно
Ты митинговал за то, чтобы лёгкие (зелёные) несли большие (существенно большие! ) потери от стрельбы... В рукопашке они и так несли большие потери, потому что кидали всего 2 кубика против большего количества у синих и красных, а вот при стрельбе, т.к. на кубике были одинаковое количество красной, синей и зелёной граней получалось, что вроде бы разницы нет (я так полагаю, что Борг исходил из того, что эффективность стрельбы в общем-то и так невысокая, какие-то градации внутри её вводить бессмысленно)
На самом деле при желании это вопрос можно было запросто решить и на d6 при помощи модификаторов, например, "убрать, или добавить кубик по стрельбе по противнику такого-то класса" (или например, отрядам имеющим свойство "большие щиты"), либо "игнорировать одно попадание в ход".. В BoW подобные механики в свойствах отрядов и на картах есть (например, "тяжёлый доспех" выключает грань-"руку" в ближнем бою, а свойства "укрытие" и "крепкость" отбрасывают одно "раненние" из уже выброшенных на кубиках)... Другое дело, вопрос стоило ли это вообще делать - но это вопрос отдельного обсуждения..
А эти ребята из FFG сделали вместо борговского d6 свой варинат на d8 - причём зелёных граней там 3, синих 2, красных 1... Так что теперь получается, что красные и атакуют намного сильнее, и пробиваются намного труднее... Что забавно, учитывая, что сами фигуры используются одни и те же и речь идёт о кардинальном различие в силе не разных родов войск, а по сути рекрутов-ополченцев и элиты-профессионалов... Вот я и говорю - линейно-механистическое мышление, вахообразное....
Цитата:
Рикард это кто? Карстарк? Че то я подзабыл.
Во... А ещё говорит "фанат"
_________________ "Мы медленно спустимся с холма.." (с)
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Ну, да, согласен.
Опыт и вооружение нельзя в один флакон. И рукопашку нельзя сравнивать с обстрелом. Но наличие градаций, лучше их отсутствия.
Так, правильно я сообразил, что Рикард это Карстарк?
И ты не сказал, Болтон есть?
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger
Зарегистрирован: Jan 13, 2005
Сообщения: 13482
Откуда: Москва, Россия
Soser писал(а):
Так, правильно я сообразил, что Рикард это Карстарк?
И ты не сказал, Болтон есть?
Рикард - да, это Карстарк...
Дык, ты же сам давал Диме сылку на переводы - там в переводе карт есть карты всех персонажей:
В базовой игре у Ланистеров это: Tywin Lannister, Addam Marbrand, Gregor Clegane, Jaime Lannister и Kevan Lannister.
У Старков, соответсвенно: Robb Stark, Greatjon Umber, Eddard Stark, Maege Mormont и Rickard Karstark
В качестве жетонов (не игровых персонажей, а неких маркеров для сценариев) присутствуют Кейтлин Старк и Эдмур Талли..
Собственно в базовом наборе больше ничего нет. Но вообще FFG уже выпустила дополнительные наборы:
Battles of Westeros: Wardens of the West - про который написано: "..is a Lannister reinforcement set that introduces three new Lannister commanders - Tyrion Lannister, Sandor Clegane, and Daven Lannister ...
....In addition to commanders, Wardens of the West also introduces three all-new unit types of Lannister affiliation. The House Brax pikemen specialize in formations, while the Clegane crossbowmen utilize the new aimed shot keyword. The Westerlands militia are easy to break and lack formal military training, but they make up for it in their vast numbers... Wardens of the West adds more than 30 new plastic miniatures and over 30 new cards..."
Battles of Westeros: Wardens of the North - ".. set adds more Stark commanders and units to the Stark forces of the Battles of Westeros core set, including the formidable Smalljon Umber, loyal Rodrik Cassel, and resourceful Galbart Glover...With a new Battle Plans book, 32 plastic figures, 32 cards, 8 terrain overlays, and 18 tokens, Wardens of the North will bring the honor and courage of House Stark charging into your Battles of Westeros game..."
Battles of Westeros: Lords of the River "...Lords of the River introduces House Tully to Battles of Westeros as an ally force, meaning they can supplement House Stark or, if playing with the Skirmish rules, House Lannister from the Core Set....Included in Lords of the River are are three new commanders and three new unit types, all loyal to the leaping trout of House Tully. Lead your troops with Edmure Tully, Brynden “Blackfish” Tully, or Marq Piper, and lay waste to your foes with Tully River Riders, Tully Longbowmen, and the Warriors of Wayfarer’s Rest..."
Battles of Westeros: Tribes of the Vale: "...Included in Tribes of the Vale are are three new commanders and three new unit types. Shagga, Son of Dolf is a ruthless barbarian of the Stone Crows, capable of wielding two massive battle axes better than some men handle one. Timett, Son of Timett earned his place as the Red Hand of the Burned Men by taking out his own eye. A fearless expert swordsmen, Timett rarely fails to kill anyone he means to. Finally, Chella, Daughter of Cheyk is a vicious woman, decorating herself with the ears of her enemies..."
Таким образом, в базовой игре по 5 персонажей от Ланистеров и Старков, в двух допниках ещё по 3 персонажа к тем и другим, + ещё в одном допнике три персонажа для Талли, + ещё в одном допнике 3 персонажа кланов.... Ну и в каждом допнике ещё по три вида "особых" (уникальных?) юнитов (правда, учитывая общее количество фигур в допниках - около 30, уникальные отряды идут небольшим количеством фигур, фигур по 9-10, т.е. по 3 отряда, наверно..)
Как-то вот так...
З.Ы. Что-то я только допников в продаже особо и не видел в Москве - в Настолкине, после того как я купил базовую игру вообще ничего нет судя по сайту, в Игроведе есть только один допник, в Мосигре, похоже её вообще и не было...
_________________ "Мы медленно спустимся с холма.." (с)
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Маленькая ремарка.
В книжках Эдмар Тали.
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger
"...Большая часть карт приказов состоит из двух частей - блок Команд и блок Тактики. Эффекты тактики и команд могут действовать на только на отряды, находящиеся в пределах зоны контроля (ЗОК) командира, который использует эту карту. Отряды в зоне контроля командира называются находятся под контролем этого командира. В базовом наборе BOW у всех командиров радиус ЗОК составляет 2 гекса. Другими словами, любой отряд находящийся в пределах двух гексов от командира, находится под контролем этого командира. Возможны ситуации, когда один отряд может находиться под контролем сразу нескольких командиров одновременно..."
а в другом месте: "..Тактика представляет особенные действия или выборы, которые могут быть выполнены до или после (подробнее читай
на картах) выполнения ВСЕХ команд (но НЕ между ними) с этой карты, при этом командир НЕ должен иметь запретов на использование команд. Тактика не ограничена ЗОК..."
Как я понимаю, имеет место или косяк в правилах, или косяк в переводе. Учитывая, что мы уже столкнулись с косяком в переводе карт (где было переведено, что карта даёт запрет на использование один ход Тактики противником, а в переводе написали, что это запрет на использование карт воообще), то скорее всего это косяк опять же перевода...
Как я понял, трактовать Правила в данном случае надо так:
1. На карте может быть две части: Командная (всё что сверху, может состоять из двух частей, тогда за каждую надо платить жетон) и Тактика ("подвал внизу")
2. Командная часть карты действует только в ЗОК!!!
3. Тактика может действовать не только в ЗОК.
Если я не прав и в англицком тексте по-другому, то поправьте меня...
Как последствие этого понимания, прошу обратить внимание, что если в командной части написано "Все" ("All"), то это относится ко всем отрядам только в ЗОК! (а не ко всем отрядам вообще на карте), т.е. например карта с "All Rally" - это вновь активировать все отряды только в ЗОК. (по крайней мере я в игре эту карту понимал не правильно)..
На самом деле только при внимательно вчера чтении самих карт на англицком я понял основную систему - во время игры я лично явно путал когда было написано про карты "одного типа": есть вариант "одного класса" (лучники и лучники, конница и конница), а есть вариант "одного ранга" - это как я понимаю, одного, цвета, т.е. все базовые команды можно разделить на 5 типов:
а) можно использовать N (здесь и далее варьируется 2 или 3) отрядов в ЗОК - кроме численности других ограничений нет.
б) можно использовать N рядом стоящих отрядов в ЗОК
в) можно использовать N отрядов одного класса (рода войск) в ЗОК
г) можно использовать N отрядов одного ранга (цвета флага) в ЗОК
д) можно активировать (повернуть флаги) всех отрядов в ЗОК
Остальное (с увеличением дайсов, скорости, получением свойств) - это уже дополнительные примочки к этим пяти базовым, которые возникают не на стандартных картах, а только на тех, что добавляются в колоду в зависимости от участвующих в игре героев.
Зарегистрирован: Mar 29, 2006
Сообщения: 1247
Откуда: Москва, Россия
Pipeman писал(а):
2 Warrior & Franky
Некоторые уточнения по правилам - хотелось бы понять, прав ли я:
Как я понял, трактовать Правила в данном случае надо так:
1. На карте может быть две части: Командная (всё что сверху, может состоять из двух частей, тогда за каждую надо платить жетон) и Тактика ("подвал внизу")
2. Командная часть карты действует только в ЗОК!!!
3. Тактика может действовать не только в ЗОК.
Если я не прав и в англицком тексте по-другому, то поправьте меня...
Вторая цитата из русского перевода (Тактика не ограничена ЗОК) в оригинале отсутствует. В FAQ-e её тоже нет. Непонятно, откуда переводчики её взяли (как, впрочем, и идущую перед ней фразу).
Цитата:
На самом деле только при внимательно вчера чтении самих карт на англицком я понял основную систему - во время игры я лично явно путал когда было написано про карты "одного типа": есть вариант "одного класса" (лучники и лучники, конница и конница), а есть вариант "одного ранга" - это как я понимаю, одного, цвета
Так и есть, но ты ничего не перепутал, я за этим следил.
В целом, на меня игра произвеля двойственное впечатление: с одной стороны ощущение винегрета - на одно правило Борга автор придумал по два-три своих. С другой стороны играть очень даже интересно, отторжения игра не вызывает, наоборот, процесс увлекает. Впрочем, мы ещё далеко не полностью разобрались в игре, может быть потом наступит несогласие с какими-то моментами правил.
Думали мы с Володей действительно долго, но ничего, дальше быстрее будет Из наших ошибок могу вспомнить, напрмиер, как мы дважды посылали одиноких конников через брод в гущу врагов, и естественно это закончилось потерей обоих отрядов. Но шансы на победу у нас оставались и немаленькие.
Кстати, тоже нахожу понемногу наши ошибки. Вот например:
Цитата из FAQ:
Цитата:
В: Должен ли Киван быть рядом с врагом для активации своей способности?
О: Достаточно иметь возможность атаковать (абстрактно без цели) и быть рядом с союзником, которого воодушевляешь.
А мы как раз решили наоборот, что если у Кивана Ланистера нет рядом противника, то использовать свою способность он не может. Так что этот лидер опаснее, чем мы думали.
Зарегистрирован: Jan 13, 2005
Сообщения: 13482
Откуда: Москва, Россия
Цитата:
Вторая цитата из русского перевода (Тактика не ограничена ЗОК) в оригинале отсутствует. В FAQ-e её тоже нет. Непонятно, откуда переводчики её взяли (как, впрочем, и идущую перед ней фразу).
Вот же, блин Что ж они такие засады-то создают на ровном месте???
Т.е. получается всё ЗОК ограничено? И в том числе действие Тактики на вражеские отряды? Т.е. если свойство понижающее, то наложить его можно только на вражеский отряд в ЗОК? А если отряд находится вне ЗОК на начало командования, но его атакует отряд, который находился в ЗОК во время отдачи команды? или например отряд самого командира???
_________________ "Мы медленно спустимся с холма.." (с)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах