Поле боя     Архивы сайта    |     Наши форумы    |     Поиск    |     "Последнее на форуме"   
 
    "Поле боя"    |     Каталог файлов    |     Каталог ссылок    |     Управление профилем
  Навигация
· Главная
· О проекте

Военные игры
· Варгеймы
  · Правила
  · Статьи
  · Сценарии
  · Хроники
· Настольные игры.
· Игры по переписке.

Миниатюры и модели
· Масштаб 1:72
· Масштаб 1:100 (15мм)
· Масштаб 10мм
· Масштабы 25мм и 28мм

Мастерская
· Конкурсы
· Статьи
· Галерея

Военная история
· Статьи

Клуб «Поля боя»
· Пользователи сайта
· Наши Форумы
· Доска объявлений

Информаторий:
· Интернет-Новости
· Мероприятия
· Выставки и музеи
· Полезные ссылки
· Клубы и Магазины

Пользователю:
· Управление аккаунтом
· Личные сообщения
· Добавить новость
· Рекомендовать сайт
· Самое популярное
· Статистика сайта
  Поиск по сайту


  Авторизация
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.
  

Rambler''s Top100 Рейтинг@Mail.ru

Автор: Семаргл | Опубликовано: 13 Января, 2016 | Разместил: Pipeman
Просмотров: 5462 | Голосов: 6 | Рейтинг: 5
 

   Начать публикацию материалов 2016-го года мы решили с перепечатки статьи камрада Семаргла, которая была им написана для группы ВКонтакте "Митиатюры 1/72" и любезно предложена также и нам для публикации (вместе с другими статьями, которые будут выложены позже).
    Сегодня мы публикуем сразу обе части статьи. Хочется также пожелать автору продолжить эту тему, т.к. описываемая в статье история обрывается концом 80-х- началом 90-х прошлого века, между тем "новейшая история варгейма" (если можно так назвать последующую четверть века) тоже полна множества интересных событий и игр, достойных своего описания.
    Кроме того, стоит учесть, что данная статья это авторский взгляд, и далеко не все согласятся с выстроенной в ней хронологической цепочкой развития варгейма. Некоторые размышления на данный счёт смотрите в "особом мнении ГлаВреда" в конце статьи.



История варгейма.

Автор статьи: Семаргл

Часть 1.

    Для чего мы собираем миниатюрки солдатиков? Кто-то раскрашивает и ставит на полку. Кто-то создает диорамы. А кто-то играет с этими солдатиками. Есть отличие игры детей в солдатики в детской комнате, от варгейма взрослых бородатых дядек в клубе. Варгейм (от английского war game – военная игра) – военно-тактические настольные игры, в которых моделируется действия войск с помощью фигурок. Исторические варгеймы реконструируют действия реальных армий, их боевые порядки, особенности отрядов и тактику их применения.


Древнеегипетские шашки.

    Попытка в миниатюрных масштабах реконструировать поле боя предпринималась еще в древние времена. Первой из известных военных игр стала китайская «Wei-Hai», которая стала прародителем такой игры как «Го».


Китайцы играют в военные игры.

    По словам Платона, во время Троянский войны греческий герой Паламед изобрел военную игру «Петтейю». К сожалению, до сегодняшних дней не сохранилось ни поля, ни фишек, ни даже правил. По мнению большинства исследователей, в петтейю играли на одноцветном клетчатом поле чёрными и белыми фишками (камнями), в ней была начальная расстановка, и игроки ходили по очереди. К сожалению, это всё, что мы о ней знаем наверняка, остальное – догадки и домыслы. Более-менее можно быть уверенными только в том, что целью игры было снять с доски и/или запереть все фишки противника.


Греки играют в петтею.

    Из петтейи развилась другая игра – «Латрункули». Эта игра была популярна в Древнем Риме и считалась игрой солдат наемников. Полное название игры – «Ludus latrunculorum» (произошло от римского слова - "воин"). До наших дней не сохранилось ни одного полноценного комплекта для игры в латрункули, лишь дюжина разномастных досок, а все труды, в которых упоминаются правила, написаны тяжёлым языком и изобилуют специфическими терминами, о значении которых историки спорят до сих пор.


Римляне играют в латрункули.


Поле для латрункули.

Предположительный вид латрункули.

    Индийская военная игра называлась «Чатуранга». Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа): боевые колесницы, слоны, конница и пешие солдаты. Попав в Персию, чатуранга постепенно превратилась в известные нам шахматы. В IX-X веках шахматы попадают в Европу.


Современный вид чатуранги.

    В 1644г в Баварии некий Кристофер Вейкман на основе шахмат создал игру, которая называлась «Королевская игра» («Koenig-Spiel»): у каждого игрока было по 30 фигур из 14 различных военных типов, каждый из которых имел различную скорость передвижения. Игру Вейкмана использовали не только для развлечения, но и изучение военных принципов того времени.

    В 1780г доктор Иоганн Кристиан Людвиг Хелвиг для герцога Брауншвейгского изобрел «военные шахматы». Эта игра включала 1666 полей, каждое из которых имело различные параметры для передвижения по ним в зависимости от ландшафта на поле. Игровыми элементами теперь являлись группы людей вместо одиночных фигур солдат и каждый элемент имел различные скорости передвижения (например, пехота перемещалась на 8 полей, а тяжелая конница на 12). Были специальные правила для таких вещей как понтоны и т.п. Игра создавалась для того, чтобы молодые дворяне постигали важные военные вопросы и учились военной науке. В 1795 году Георг Винтуринус, военный писатель из Шлезвига, разработал более сложную версию игры Хелвига. А в 1798 году модифицировал правила, использовав планшет, изображающий фактический ландшафт на границе между Францией и Бельгией.


Немцы играют в Кригшпиль.

    В тяжёлые дни доминирования Наполеона над Пруссией барон Георг фон Рейсвиц разработал игру, в которой использовался своеобразный масштаб (1:2373) и стол с песком вместо сетки карты. Первоначально барон фон Рейсвиц, интересующийся военной историей, придумал свою игру для собственного развлечения и развлечения ближайших друзей, которую назвал «Кригшпиль» (от нем. Kriegsspiel – «военная игра»). В 1811г с игрой познакомились два прусских принца, которые показали ее королю. Фридриха Вильгельма кригшпиль очень впечатлил и на долгие годы стал его любимым времяпрепровождением. Во время своего визита в 1816-17 гг. в Пруссию, с игрой познакомился великий князь Николай Павлович (будущий царь Николай I).

    В 1824-м Рейсвиц-младший, уже молодой артиллерийский офицер, продолжая дело своего отца, работает над усовершенствованием системы и даже организовывает маленькую группу игроков в кригшпиль среди офицеров берлинского гарнизона (которую можно назвать прообразом варгейм-клуба). В группу игроков попал принц Вильгельм (один из принцев, которые представили кригшпиль королю). Через несколько дней игру показывали начальнику Генерального штаба Пруссии, генералу фон Мюффлингу, и всему Генеральному штабу. После этого было дано распоряжение, чтобы копии этой игры были в каждом полку армии.


Поле для игры в Кригшпиль.

    Кригшпиль поддерживал многопользовательсткую игру (могли играть до 10 человек в двух командах), имитировал "туман войны" (сначала коробки, а с переходом от комода и гипса к легко копируемым картам команды могли играть за разными столами или даже в разных комнатах и до соприкосновения с противником видели на карте только свои войска) и особенность связи того времени (приказы и донесения своей команде отдавались в письменном виде и доставлялись посыльными; по решению судьи послание могло опоздать на несколько ходов или вообще не дойти), а также погодные условия. Каждый тип юнита обладал своими характеристиками, правила его применения в боевых действиях описывались в книге правил.

    После последующих немецких побед (особенно после франко-прусской войны 1870-71), важным фактором которых стал, по заявлению многих прусских офицеров, кригшпиль, на него обратили пристальное внимание и за рубежом. Что привело к появлению национальных редакций кригшпиля и разным её модификациям.

Часть 2

     Несмотря на популярность, кригшпиль был уделом лишь небольшой горстки военных. Первый массовый варгейм появился в 1913г. Книжка называлась «Маленькие войны» («Little Wars») и ее автором был знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс. Однажды, знаменитый писатель завтракал со своим другом, тоже писателем, Джеромом К. Джеромом. Решив разогнать утреннюю тоску, Джером взял игрушечную пушку, стреляющую деревянными снарядами, и запустил такой снаряд в солдатиков (которых коллекционировал Уэллс), стоящих на специальном столе, сбив одного солдатика с ног. Писатели начали шуточное сражение, победителем в котором выходил тот, кто расстреляет весь отряд противника. Эта, казалось бы, несерьезная забава, натолкнула знаменитого фантаста на идею создать несложные правила, чтобы придать бою солдат правдоподобность.


Обложка "Маленьких войн".

    После долгих сражений с друзьями, правила обрели играбельный вид. В игре использовалась «реальная» стрельба (из тех самых пушек), были введены дистанции перемещений (пехота – фут, кавалерия – 2 фута), существовало ограничение во времени хода (рассчитывалось с учетом 1 минуты на 30 солдат или одно орудие). Интересна была рукопашная: два солдата, вошедших в схватку – погибают. Если атака происходила несколькими солдатами, то вычиталась разница в фигурах – это были пленные, остальные погибали (например, в бою 7 на 9, у первых 2 солдата попадали в плен, а у обоих погибало по 5 солдат и в результате у второго оставалось 4 бойца и два пленника). Кубики как фактор случайности в бою не использовались.


Сэр Герберт Уэллс развлекается.

    Из-за дороговизны фигур «Маленькие войны» не снискали массовой популярности (да и сама книга была не из дешевых). Но тем не менее про игры в солдатиков и как в них играть не забывали. В 1929г вышла книжка под названием «Битва понарошку: Как играть с игрушечными солдатиками» («ShamBattle: How to Play with Toy Soldiers») и это был первый варгейм выпущенный в США. В игре были интересные нововведения: госпитали – туда можно было оттаскивать раненых бойцов и лечить их; шпионы – каждый игрок тайно выбирает одного из вражеских солдат в качестве шпиона и в любой момент может вскрыть его личность и шпион начинает действовать как солдат игрока; полководцы – каждый игрок выбирал солдата, который отображал его на поле боя. Но были и такие новшества, которые используются до сих пор: передвижение осуществлялось по специальной линейке; результаты рукопашного боя и стрельбы определялись броском шестигранного кубика; для стрельбы использовался шаблон.


Передвижения в "ShamBattle".

    В 1940 году, в Нью-Йорке, Флэтчер Прэтт и Джэк Коггинс издали «Морской Варгейм» («Naval War Game»). В игру играли деревянными моделями кораблей в масштабе 1 дюйм/50 футов (1/600), а акваторией обычно служил пол в гостинной. Манёвры и результаты столкновений расчитывались целым набором специальных формул. Игра стала популярной настолько, что периодически морские сражения проходили в больших залах со 100 и более игроками. Также эти правила использовались в Военно-Морском Колледже (Naval War College) для практики будущими морскими офицерами. Прэттовские правила до сих пор считаются чуть ли не лучшим «морским» варгеймом и активно используются без особых изменений. А все последующие варгеймы про кораблики в той или иной степени скопированы именно с них.


Игра в «Naval War Game».

    В 1953г Чарльз Робертс выпустил бордгейм (тип варгейма, где есть игровое поле) под названием «Tactics». На волне коммерческой популярности игры Робертс создаёт первую компанию, специализирующуюся на настольных играх — «Avalon Hill», которая в 1958 году публикует «Tactics II», а в 1964 организует выпуск журнала «The General Magazine». Темп выпуска игр у «Avalon Hill» был весьма скромным — в среднем две в год, но уже в 1964г было продано 200 000 копий игр.


«Tactics II» от «Avalon Hill»

    В 1952г впервые познакомился с варгеймами человек, благодаря которому варгейм существует в том виде, который мы знаем – Джек Скруби . Уже в 1955г он начал производство исторических миниатюр из сплава свинца и олова. Его заслуга на этом поприще была в том, что фигуры были качественные и при этом дешевые, а соответственно – более доступные. В 1956г Скруби организовывает первый в США (если не первый во всем мире) конвент миниатюрщиков и варгеймеров, на который съехалось со всего США аж целых 14 человек (что для того безинтернетного времени большое достижение).


Джек Скруби.

    В 1957 Скруби начинает публиковать «War Game Digest» – первый специализированный журнал. Журнал выходил четыре раза в год, годовая подписка стоила 4$. Авторами были его подписчики. Статьи были посвящены разным игровым тонкостям (часто не связанным с правилами как таковыми) или военной истории, встречались и художественные произведения. Были и правила – в частности, придуманные Чарли Свитом первые правила специально для Средних Веков. Первые номера «WGD» печатались тиражом в героические 40 экземпляров, по числу подписчиков (из США, Канады и Англии вместе взятых). Благодаря журналу активные игроки могли свободно связываться друг с другом через журнал, а их идеи, созревшие за годы изоляции, начали распространяться и эволюционировать. С появлением «WGD» сообщество варгеймеров начало стремительно расширяться. Меньше чем через два года подписчиков было уже пара сотен, и число это постоянно росло.


Первый выпуск WDG

   В 1960г к Скруби присоединяется человек по имени Дональд Фезерстоун. Он занялся изданием «WGD» в Великобритании. Правда, сотрудничество их было недолгим: в 1962г Фезерстоун и Скруби повздорили (их спор был на тему «что такое по сути варгейм, развлечение или учебный инструмент, тактическое упражнение?», так что один из первых варгеймерских срачей тоже принадлежит буржуинам). В том же 62-ом Фезерстоун издает правила, которые так и назывались «War Games» – первый «современный» варгейм. Это была одна из первых книжек, изданных не силами самого варгеймерского сообщества, а нормальным издательством, и разошедшаяся неплохим тиражом. Кроме того,Фезерстоун ясно и доходчиво объяснил, что такое варгейм, как в это играть, как проводить кампании, и так далее – в общем, сделал книжку для новичков. В книге было три варианта правил – для Древнего Мира Тони Бата, американская гражданская война самого Фезерстоуна и вторая мировая Лайонела Тарра.


Игра от Фезерстоуна.

    Кроме того, Фезерстоун организовал в 1966г первый варгеймерский конвент в Англии и издавал собственный журнал «Wargamers’ Newsletter», написал больше 50 книг о варгеймах. Именно успех его книг, в первую очередь неоднократно переиздававшейся «War Games», по-настоящему познакомил широкую публику с варгеймами, привлёк толпы новых игроков и в целом определил дальнейшее развитие хобби.

    В конце 60-ых, благодаря возрастающей популярности настольных игр, появилось много изданий и небольших компаний, посвящённых варгеймам и бордгеймам. 70-ые можно назвать «золотой эпохой варгейминга», именно в это время издавалось больше всего настольных игр. В эти годы оформилось большинство основных направлений и жанров варгеймов. Именно в этот период появились такие компании, как «Wargames Research Group (WRG)» и «Games Workshop». «WRG» (и их основатель Фил Баркер) известны выпуском исторических правил от античности до наших дней. Самыми известными стали «De Bellis Antiquitatis (DBA)», вышедшие в 1990г и во многом изменившие взгляд на варгейм.

    В начале 80-ых «бум» подошёл к концу, что сопровождалось многочисленными банкротствами. Причиной этому стало множество факторов, таких как рост популярности альтернативных развлечений (например, ролевых игр), непрерывно возрастающая сложность правил, а также смена интересов и образа жизни целевой аудитории. Не последнюю роль в падении спроса сыграло появления персональных компьютеров и видео-игр, не требующих изучения объёмных правил, просторной комнаты и координации свободного времени со своими друзьями. Несмотря на падение интереса к варгеймам, они продолжили своё развитие, но уже не как популярное увлечение, а как нишевое хобби.

    В 1983 году уже упомянутая «Games Workshop» выпустила новый варгейм под названием «Warhammer» (тогда еще без приписки «Fantasy Battle»), позиционирующийся как «ролевая игра с масштабными битвами». «Warhammer» очень быстро стал популярным, так как соединил в себе варгеймы и ролевые игры. А в 1987г выходит игра про мрачное и кровавое будущее – «Warhammer 40000», которая определила развитие варгеймов на долгие времена…

    В дальнейшем варгеймы всячески развивались: появились новые игры, а также новые жанры, варгеймы шагнули в цифровую эру и перешли с игровых столов на экраны компьютеров, ноутбуков и планшетов. Однако настольный варгейм не сдает позиций, и до сих пор появляется много людей, предпочитающих подвигать солдатиков по игровому столу.

.............................................................

Особое мнение "ГлавВреда".

    Прежде всего хочу выразить свой решпект камраду Семарглу - статья крайне полезная для сообщества. Но тем не менее, как и любой авторский взгляд, она вызывает ряд вопросов:

    Во-первых, на мой взгляд, в статье изначально задан неправильный посыл: "Варгейм (от английского war game – военная игра) – военно-тактические настольные игры, в которых моделируется действия войск с помощью фигурок." (с) - всё в этом утверждении верно за исключением того, что варгейм это "непременно с фигурками" (впрочем, можно и про "настольность" поспорить). Варгеймы могут быть как с миниатюрами, так и без, сегмент чисто "картонных варгеймов" вполне развит и глубок, с точки зрения чисто моделирования исторических событий у варгеймов с картонными компонентами есть масса преимуществ. И крайне жаль, что это направление варгеймов почти не получило своего отражения в статье за исключением краткого упоминания о «Tactics» от «Avalon Hill». Даже для настольных абстрактов в ней нашлось больше места.. и тут мы плавно переходим к..

    Во-вторых, настольные игры-абстракты вроде шахмат и го выведены в роли "родоначальников варгеймов". Эта точка зрения весьма популярна в разнообразных англоязычных статьях по истории варгейма - чатуранга, шахматы, го и.. бац, сразу история европейского варгейма с Хелвигом во главе. Спрашивается какая связь между го или шахматами и моделированием военных действий? То, что в шахматах фигурки в виде бойцов? Так в сотнях современных настолок не имеющих никакого отношения к варгеймам аналогичные фишки. Помнится, лет 12 назад встречался с красивым утверждением, мол, "персы, абстрагировав чатурангу и убрав оттуда кости, создали великую игру шахматы, но убили первый варгейм - чатурангу". Сказано красиво, но достаточно посмотреть правила чатуранги, чтобы понять, что это ни разу не варгейм, а тоже абстракт-настолка (не всё что с кубиками - варгейм и не всякий варгейм с кубиками). То, что какие-то из упомянутых игр были популярны у полководцев и солдат и считались полезными для развития мышления не является серьёзным аргументом для связывания их именно с варгеймами. С таким же успехом можно тогда в родоночальники варгеймов отнести карточные игры, игры с костями или игру в "волка и собак" (тоже, говорят, популярна была у офицерства в своё время). Но, на самом деле, всё это лишь говорит о том, что о реальных пра-варгеймах мы знаем крайне мало или не знаем ничего.. например, западные "историографы варгеймов" почти ничего не пишут о варгеймах на Востоке и делают "дежурный реверанс", как правило, только в сторону го (другие восточные игры, вероятно, им менее известны), а между тем мы  переходим к..


Хнефатафл, раннесредневековая европейская игра,
которая также запросто может быть записана в "пра-варгеймы".

    В-третьих, история военных игр на Востоке вообще обычно крайне слабо освещена в статьях про историю варгейма. Между тем, например, есть такая известная японская притча:
    "..Рассказывают, что в молодости Киношита Токичиро, которого потом стали звать Тоетоми Хидееси, бродил по стране как коробейник, продавая иголки и приискивая себе господина.
    Так и не найдя никого, он вернулся в родную провинцию Овари и узнал, что старый господин умер, а сын его глуп и лишен вежества и долго не продержится. А еще он узнал, что в его родном городе будут проходить состязания стратегов (Овари была выбрана для этого именно за ее ничтожность). И он с ночи забрался под возвышение для почетных гостей и через щелочку следил, как мастера передвигали войска в песчаных ямах. Когда последнее сражение закончилось, к яме подошел молодой дайме Овари, Ода Нобунага, посмотрел, громко рассмеялся, сплюнул в яму гранатовой косточкой и ушел. И все вокруг только головами качали от такой глупости и грубости. А продавец иголок украл фонарь и всю ночь просидел над ямой - и к утру понял, над чем смеялся молодой лорд - и понял, что то, что он искал по всей стране, ждало его дома.."
(взято отсюда, за точность перевода не ручаюсь)
    Вот эти "состязания стратегов", несомненно, имеют отношения к истории варгеймов. "Ямы" это некие углубления или корыта, в которые насыпался песок и при помощи его моделировался рельеф местности. "Мораль сей басни", кстати, в том, что молодой Нобунага посмеялся над "диванными стратегами" (как сказали бы сейчас), которые собирались "воевать по правилам и при идеальной погоде".. Так вот, притча эта о событиях за 100 лет до Вейкмана и за 200 до Хелвига (хотя, конечно, вопрос в том насколько она достоверна)..
    Эх, нашёлся бы востоковед, который бы всерьёз занялся историей японских, китайских, корейских и прочих военных игр - ведь по сути для широкого круга это по-прежнему "терра инкогнита"..


Ода Нобунага (1534-1582),
который в юности посмеялся над стратегами-варгеймерами.

    Ну и в окончание этого "особого мнения" мнения хочу ещё раз выразить благодарность автору - статья познавательна и полезна, а также выразить надежду, на то, что она будет продолжена на период "новейшей истории варгейма", которая достойна этого...



Варгеймы. Статьи «Mortal Gods»: Опубликован русский перевод варгейма «Смертные Боги».
«Swordpoint»: Опубликован русский перевод игровой системы «Swordpoint» (1 редакция, 2016г.)
«A Song of Ice&Fire»: «Анбоксинг» российской локализации «Песни Льда и Огня» и первые впечатления.
«Triumph!»: Triumph! — тестовая игра (перевод).
Миф 28-миллиметрового видения.
История русского варгейма.
Звездный час «Эпохи битв».
«Scutarii»: Обзор правил «Scutarii» Уильяма Батлера.
Правила Сабина: Обзор правил «Legion».
DBA на квадратах.
  Связанные ссылки
· Больше про Варгеймы. Статьи
· Новость от Pipeman


Самая читаемая статья: Варгеймы. Статьи:
Обзор набора Бородино от "Звезды".

  Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 6


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


  опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




2004 (c1) eDogsCMS (aka edogs-Nuke) php-nuke 7.3 based. eDogsCMS (aka edogs-Nuke) written by O&S (aka edogs)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty for details see the license.
Web site protected by myNukeSecuRity, © Maxim Mozul, www.studenty.de
Открытие страницы: 0.430 секунды и 0 запросов к базе данных ! DB time is: