Гватемала, 1525.
Автор репортажа: Pipeman
Автор фотографий: delphin
Историческая справка. В 1523 году Эрнандо Кортес отправил своего сподвижника Педро де Альварадо на покорение Гватемальского нагорья (основные события этой кампании в итоге началась в 1524 году). Под командованием Альварадо находилось 135 тяжело вооружённых всадников, 120 аркебузиров, 4 орудия, 200 тлашкальтеков (самых верных союзников испанцев) и 100 ацтеков (по другим данным предполагается, что союзных индейцев было существенно больше). Противостояли испанцам два враждебных друг другу народа майя - какчикели и киче. Используя принцип "разделяй и властвуй" Альворадо вступил сначала в союз с какчикелями и разгромил их врагов киче, уничтожив их столицу Гумаркаай . А после этого испанцы начали войну уже со своими бывшими союзниками. Захватив их столицу Иксимче они переименовав её в Сантьяго-де-Гватемалу (позднее новая столица Гватемалы была перенесена под тем же названием в другое место). Однако, индейцы всё же смогли дать отпор во время восстания под руководством Атлакатля. Испанцы были вынуждены покидать завоёванные территории, а в одном из сражений Альварадо был тяжело ранен в ногу. Тем не менее после 4-х лет жесточайшего усмирения непокорных, испанцам удалось установить полный контроль над этими землями.
Данная игра представляет собой некий гипотетический эпизод из этого периода и была проведена по немного модифицированным правилам DBA (в оригинале правила не рассчитаны на завоевание Америки) - собственно, из "хоум-рульного" только самодельная расписка на конкистадоров и правило обязывающее индейцев при проигрыше боя против огнестрельного оружия не просто отступать, а бежать. В остальном это классическое DBA 2.2. Отряды испанских "блэйдов" и "копейщиков" хотя и представлены в данной игре исключительно фигурами испанцев, но стоит воспринимать как отряды испанцев и их союзных индейцев, прежде всего тлашкальтеков, которые нередко частично вооружались на испанский манер.
За испанцев играл я, за майя - Кирилл. Это был уже вторая наша игра по данной тематике и майя вновь были защищающейся стороной (что не удивительно, т.к. мы брали агрессивность испанцев +3 против +1 у майя), соответственно, Кириллом было вновь сгенерировано поле с максимально сложной местностью. Прошлый раз (я описывал вкратце на форуме) Кирилл выбрал вариант с рекой, но это вышло ему же боком - река оказалось бурной и форсировать её было проблемно и для майя, и для испанцев, но у испанцев была артиллерия, показавшая себя неожиданно эффективной, которая расстреливала отряды майя с другого берега. Поэтому в этот раз Кирилл предпочёл поле состоящее из сплошных джунглей, болот и оврагов (тёмное "нечто" в центре это как раз овраг). Такое поле боя сводит на нет все преимущества испанских "блэйдов" и "копейщиков", которые из-за штрафов становятся не сильнее "ауксилии" майя. Более того, последняя ещё и гораздо более мобильна на такой местности.
Первый ход за испанцами, как "агрессорами". Но у них полный тактический ступор - выпало всего 1 очко на командование. В итоге я решаю потратить его на вывод "колонны" во главе которой стоит пушка (чтобы легче её выдвинуть удобную для стрельбы позицию) - во все последующие ходы движение пушки потребует уже 2 очка, и я расценив, что до противника далеко (и прямой угрозы артиллерии вроде нет), решил выдвинуть её максимально вперёд (а заодно и стоящие с ней в колонне отряды).
Но Кирилл известен своими нестандартными тактическими решениями в ДБА. На этот раз он воспользовался правилом, позволяющим псилам сделать в первый игровой ход не одно движение, а несколько. И в отличие от лёгкой конницы, например, они могут и атаковать при этом! Очков командования ему хватало и два отряда псилов метнулись через всё поле, атаковав мою артиллерию!
Псилы довольно слабый отряд в DBA (всего +2 модификатор), но зато крайне сложно уничтожимый. А беда артиллерии в том, что в ближнем бою она имеет тоже только +2 и что важнее в случае проигрыша уничтожается. Т.е. этот бой был, конечно, на равных модификаторах, но последствия проигрыша для артиллерии были не сравнимы. Увы для испанцев, но артиллерия проиграла и была безжалостно вырезана какчикелями! А Кирилл избавился от моего юнита, доставившего ему такие проблемы в прошлой игре.
У испанцев по-прежнему проблемы в управлении - опять всего 1 очко командования. И я даже не могу развернуть колонну в линию, чтобы атаковать наглых псилов с дополнительным модификатором. В итоге рыцари Альварадо просто тупо в лоб врезаются в воинов майя (союзные псилы бегут вслед за всадниками).
Удача на моей стороне - испанские кабальеро буквально втаптывают в грязь наглых майя и продолжают движение вперёд, собираясь проделать то же самое и со вторым отрядом.
Но "дурных нема" - какчикелями командует опытный командир, который даёт приказ псилам отступить к основным войскам, которые постепенно выдвигаются вперёд.
Конница Альварадо продолжает атаку и налетает на отступающих псилов майя. Остальные войска постепенно развертываются на таком сложном поле.
Но в этот раз атака всадников безуспешна - псилы просто отходят на сложную местность. Итого, пока 1:1 - артиллерия разменяна на псилов - не самый, однако, удачный размен для испанцев.
Майя развернули "линию" на окраине болотца, готовясь заманить туда всадников (штраф -2 при бое с противником на сложной местности). Но испанцами командует тоже не простофиля - и конница отходит на безопасную дистанцию, выстраиваясь в линию вместе с союзными псилами.
Примечание. Появившиеся "трупы" находятся на месте предыдущего боя - в этот момент мы решили "для антуража" оставлять по 1-2 фигурки на месте боёв, где гибли отряды.
Идёт маневрирование. Командных очков немного, местность крайне сложная - чтобы эффективно развернуть на ней строи в линию требуется немало ходов.
Майя тоже вяло маневрируют - у них тоже проблемы с командными очками.
Испанцы смогли развернуть, наконец, большую часть своих отрядов в линию. "Жить стало лучше, жить стало веселее" (с) - теперь испанцам не так грозит возможность заходов с фланга или отлова не поддержанных соседями отрядов группами отрядов противника. Однако, как видите, почти все блэйды находятся в овраге, т.е. имеют -2 в бою, а значит, не имеют никакого преимущества над ауксилией майя.
А у майя по-прежнему проблемы с эффективным командованием (ну, где-то это, наверно, даже исторично) - очков командования мало, и они по-прежнему в значительной части движутся ещё колоннами.
Какчикели, в условиях нехватки командных очков, предпринимают довольно рискованный маневр - атакуют одиночным отрядом ауксилии отряд союзных испанцам псилов на фланге. В этом-то бою модификаторы будут равны (+2 против +2), но вот далее эта ауксилия станет весьма уязвима.
Майя отогнали псилов-союзников, но в свой ход испанцы, воспользовавшись тем, что их конница не связана контактом с противником, прикрыли ею псилов. Тут было несколько вариантов действий, но беда испанцев была в том, что у них вновь выпало всего 1 командное очко - а в такой ситуации это решение было наиболее безопасным и перспективным для последующих ходов.
Увы испанцам, но они проиграли бой и конница отступила сквозь псилов!
А у майя продолжаются (абсолютно не вовремя!) проблемы с командованием. Опять всего 1 очко и всё что они успевают сделать - выстроить ещё один отряд ауксилии на фланге в линию.
Майя-псилы в центре уже несколько ходов находились под обстрелом аркебузиров и арбалетчиков испанцев, который стойко переносили (кстати, парадокс сражения - блэйды испанцев оказались в овраге, а вот стрелки, не имеющие штрафа на сложной местности, наоборот в ходе боя оказались на хорошей местности). Но рано или поздно теория вероятности срабатывает - испанцы выбросили "в два раза больше" - и отряд майя уничтожен! И сразу же относительно неплохая в перспективе ситуация на поле боя для майя стала очень опасной.
А у испанцев, наоборот, выпала на кубике достаточно очков командования, чтобы и развернуть в линию практически всех (выведя конницу на самый фланг), и даже атаковать противника.
"Charge!" - испанская конница втаптывает в грязь ауксилию майя и продвигается вперёд. А стрелки испанцев вновь успешны - на этот раз они обращают в бегство псилов какчикелей.
Всё плохо для майя - фронт их разорван, отряды трудно управляемы, а очков командования опять почти нет (см. кубик).
А испанцев уже не остановить - счёт 3:1, да ещё они успешно перестраиваются, вводя в линию ещё и копейщиков. Альварадо никуда не торопится - к чему терять людей, если можно дожать противника не спеша?
По результатам стрельбы у майя бежит очередной отряд - полный хаос на фланге!
Атлакатль, уже ни на что не надеясь, бросается в безнадёжную атаку в центре.
Атака какчикелей безуспешна, а испанцы, как на учениях, неторопливо достраиваются в линию, а на фланге "захлопывают калитку".
Вот и всё. Два отряда какчиклей уничтожены - отряды майя в ужасе бегут с поля боя. Победа испанцев со счетом 5:1. Но сам Атлакатль жив, а значит восстание будет продолжено и новые сражения впереди!
.....
P.S. По большому счёту исход партии решило крайнее невезение майя на командные очки в этой игре. Ну и, конечно, в этот раз у испанцев "выстрелили" конница и стрелки. Вообще, большое разнообразие в армии конкистадоров, позволяет часто реализовать преимущества то одного, то другого отрядов, хотя зачастую другие отряды при этом оказываются совершенно неуспешны (как в этот раз была потеряна артиллерия на первом же ходу, так бывало не раз, что и конница или стрелки не добивались ровным счетом ничего - но часто тогда игру вытаскивали, например, блэйды).